11-02-2015

Программа по правовому и патриотическому воспитанию

11-02-2015

 

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом № 2 г. Шахты

 

 Программа

дополнительного образования

по правовому, патриотическому воспитанию

и формированию законопослушного 

 поведения выпускников

«Я – человек и гражданин»

 

 

                                                                              Составитель:

педагог дополнительного образования Спеваков А.А. 

 

2014 г.

г. Шахты

 

Детство есть великая пора жизни, когда кладется

основание всему будущему нравственному человеку

Н. В. Шелгунов

 

Пояснительная записка

 

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно  растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный  и  групповой  характер.  Почти  каждое третье  правонарушение совершается  неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные  деяния  до  достижения возраста уголовной ответственности.

Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической.

О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности [32].

Социальные факторы по-прежнему остаются  одними  из  основных причин  формирования  противоправного поведения у подростков.

Это семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, невыполнение родителями обязанностей  по  воспитанию  детей, социальное сиротство.

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Это объясняется двумя основными причинами: 

- необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения воспитанников;

- степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

Общеизвестные данные показывают, что дети, поступая в детский дом, имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество [17].

Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях. 

Изучение в детском доме вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.

Первичные результаты тестирования уровня сформированности правовой культуры в 2011-2012 году показали, что у большинства воспитанников Государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома № 2 г. Шахты Ростовской области среднего и старшего подросткового возраста уровень правовых знаний, умений и навыков очень низкий.

 В связи с данными результатами возникла необходимость в разработке и внедрении программы по правовому и патриотическому воспитанию «Я – человек и гражданин».

Целипрограммы:

1)       Создание условий для формирования правовой и патриотической культуры несовершеннолетних воспитанников детского дома, законопослушного поведения и гражданской ответственности;

2)       Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди воспитанников детского дома.

Программа рассчитана на 2012 – 2015 гг. и предполагает решение следующих задач:

1)       Воспитывать у воспитанников уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам, любовь к Родине и патриотическое самосознание;

2)       Содействовать повышению качества знаний в области прав и обязанностей человека и гражданина России;

3)       Систематизировать работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения среди воспитанников.

Срок реализации программы – 3 года

Прогнозируемые результаты реализации Программы:

Реализация программы «Я – человек и гражданин» по воспитанию правосознания и формированию законопослушного и патриотического поведения воспитанников детского дома призвана способствовать формированию у несовершеннолетних правовой культуры и законопослушности. В результате реализации программы воспитанники детского дома должны:

1)       Знать свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

2)       Уметь применять закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе;

3)        Уметь делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям и изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе;

4)       Соблюдать дисциплину и уметь проявлять терпимость к участникам общения, а также активно предлагать и принимать помощь от других участников общения.

Этапы реализации Программы

№ п/п

Содержание этапов

Срок реализации

Подготовительный этап

Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическая деятельность в учреждении; использование контрольно-диагностических методик по выявлению уровня развития самосознания воспитанников по вопросу законопослушного поведения.

 

 

2012 –

2013 гг.

Основной этап

Создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию законопослушного поведения воспитанников (активное включение обучающихся, педагогов, работников, специалистов детского дома, общественности, соответствующих социально-правовых организаций).

 

 

2012 –

2015 гг.

Заключительный этап

Анализ и обобщение деятельности детского дома по реализации Программы; совершенствование содержания правового воспитания и системы формирования законопослушного поведения воспитанников, изменения и добавления в Программу.

 

2014 –

2015 гг.

 

Оценка результативности Программы осуществляется посредством наблюдения и анкетирования воспитанников детского дома.

Основные программные мероприятия

№ п/п

Содержание работы

Сроки исполнения

Взаимодействие исполнителей

I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации Программы

 

Оформление и обновление в детском доме правовых уголков для воспитанников, педагогов по праву, законам на темы: «Мои права и обязанности»; «Дорога в жизнь» и другие по данной тематике.

 

 

2012 – 2013 гг.

Педагоги дополнительного образования, педагоги-воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог

 

Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере воспитанников, отношения педагогов к данной проблеме.

 

2012 – 2013 гг.

социальный педагог, педагог-психолог

 

Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы.

Подготовка списка периодических изданий, способствующих формированию законопослушного поведения воспитанников

 

2012 – 2015 гг.

 

Библиотекарь

 

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении педагогических советов, мероприятий, направленных на повышение правовой культуры

 

2012 – 2015 гг.

 

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

 

Проведение серии семинаров, лекций по воспитательной работе на темы: «Права ребенка Российской Федерации»; «Методы и формы работы по правовому воспитанию»; «Особенности девиантного поведения подростков» и др.

 

2012 – 2015 гг.

 

Заместитель директора по УВР, социальный педагог; педагог-психолог

II. Повышение квалификации педагогических кадров

 

Проведение серии семинаров, круглых столов, лекций по воспитательной работе на темы: «Права ребенка в Российской Федерации»; «Методы и формы работы по правовому воспитанию»; «Особенности девиантного поведения подростков» и др.

 

Ежегодно

Заместитель директора по УВР, социальный педагог; педагог-психолог

 

Повышение квалификации педагогических работников в ГБОУ ДПО РО «Рипк и ППРО» по данной тематике.

 

2012 – 2015 гг.

Администрация

III. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения воспитанников.

 

Проведение воспитательных мероприятий (викторин, дискуссий, конкурсов, вечеров) с целью освоения воспитанниками общечеловеческих норм нравственности и поведения на темы: «Умей сказать нет!»; «Лицом к Закону» и др

 

2012 – 2015 гг.

Социальный педагог, педагог-организатор

 

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения воспитанников.

 

Ежегодно

Социальный педагог, педагог-организатор

 

Торжественное вручение паспортов воспитанникам, достигшим 14 лет

Ежегодно

Администрация

 

Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов, ВОВ, участниками боевых действий.

 

2013 – 2015 гг.

Социальный педагог, педагог-организатор

 

Проведение лекториев по профилактике здорового образа жизни

Ежегодно

Медицинские работники

 

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения воспитанников с привлечением правоохранительных органов.

 

 

2012 – 2015 гг.

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

 

Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения воспитанников на педагогических советах, на Советах профилактики.

 

 

2012 – 2015 гг.

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

 

Проведение индивидуальных встреч воспитанников с социальным педагогом, педагогом-психологом, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения.

 

 

 

Ежегодно

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

 

Развитие контактов с молодежными организациями, общественных организаций (волонтерское движение) к организации и проведению  мероприятий по правовому консультированию для воспитанников,

 

 

2014 – 2015 гг.

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

 

Проведение конкурса социальных плакатов: «Я и мои права», «Мы за ЗОЖ!», «Мир в котором мы живем» и др.

 

Ежегодно

Социальный педагог, педагог-организатор

 

Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья, Международному Дню защиты детей, Дню матери, Дню защитника Отечества.

 

Ежегодно

Заместитель директора по УВР, педагог-организатор

 

Реализация плана работы по профилактике и предупреждению самовольных уходов воспитанников

 

 

 

План действий по реализации программы

Знакомство воспитанников детского дома с основами правовых норм и отношений в РФ.

Раздел

Тема

Ответственный

 

 

 

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами жизни в детском доме»   

Социальный педагог

Главные ценности нашей жизни  

Педагог-психолог

Беседа «Правила личной безопасности»

Социальный педагог

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Педагог-психолог

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»           

Педагог дополнительнго образования

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»    

Педагог дополнительнго образования

 

 

 

Правила поведения

Беседа «Человек в мире правил»

Педагог-психолог

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»       

Социальный педагог

Беседа «Правила поведения в детском доме»

Заместитель директора по УВР

Беседа «За что ставят на учет в милицию?»

Сотрудник УВД

Беседа «Бережно относись к общественному и другому имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»  

Заместитель директора по УВР

Беседа «Знакомство с гражданскими правами и обязанностями » 

Заместитель директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

Я-гражданин и патриот

Беседа «Я – гражданин России»

Педагог дополнительнго образования

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»          

Беседа «Гражданин и обыватель»

Сотрудник УВД

Беседа «Твоя воинская обязанность»

Сотрудник военкомата

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

Педагог дополнительнго образования

Деловая игра «Главные вопросы»

Социальный педагог

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

Педагог дополнительнго образования

Беседа «Права детей – забота государства»

 

Конкурс плакатов «Конвенция «О правах ребенка»

Педагог-психолог, педагог-организатор

Беседа «Подростку о трудовом праве»

Педагог дополнительнго образования

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»    

Сотрудник УВД

Конкурс творческих проектов  «Твой вариант декларации прав человека»           

Педагог-психолог, педагог-организатор

Участие в массовых ежегодных городских мероприятиях, посвященных Дню защитника отечества, воинам – интернационалистам, Дню Победы, Реконструкции боевых действий

Педагог дополнительного образования

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»

Педагог дополнительного образования

Викторина «Герб, флаг, гимн России»

Заместитель директора по УВР

Педагог дополнительного образования

Беседа «Я патриот своей Родины?»

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

Административная и уголовная  ответственность

Беседа «Шалости в общественных местах        

Сотрудник УВД

Беседа «Преступления и правонарушения»   

Педагог дополнительнго образования

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

Сотрудник УВД

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»  

Педагог дополнительнго образования, сотрудник УВД

Беседа «Об ответственности подростка за пративоправные действия и проявления экстремизма»           

Педагог дополнительнго образования

Викторина «Уроки Фемиды» 

«Административная ответственность подростка перед законом»   

сотрудник УВД

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

сотрудник УВД

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

Педагог дополнительнго образования, сотрудник УВД

 

 

  

Асоциальное поведение

Конкурс презентаций «НЕТ хулиганским поступкам»           

Педагог-организатор

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»        

Педагог дополнительнго образования, сотрудник УВД

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»      

 

Педагог-психолог

Круглый стол «Суицид среди подростков» 

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» 

Педагог дополнительнго образования, медицинские работники

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

 

Методическое обеспечение программы

 

Основные понятия программы

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.

Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.

Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.

Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.

Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.

Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.

Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).

Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.

Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.

Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.

Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.

Истина – то, что существует в действительности, правда.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.

Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.

Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.

Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.

Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).

Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.

Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено

Правонарушение – нарушение определенных норм права.

Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.

Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.

Толерантность – терпимость, снисходительность.

Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.

Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.

Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия [31]

Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

С рождения

  1. Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ).
  2. Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).
  3. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).
  4. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
  5. Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав.
  6. Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ).
  7. Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54, 57, 60 СК РФ).
  8. Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).
  9. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).
  10. Право на отдых и досуг.
  11. Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).
  12.  Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка).
  13. Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).
  14. Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).
  15. Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).

С 6 лет

  1. Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ).
  2. Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).

С 8 лет

  1. Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).
  2. Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

С 10 лет

  1. Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

С 11 лет

  1. Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)

С 14 лет

  1. Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).
  2. Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).
  3.  Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).
  4. Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.
  5. Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.
  6. Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).
  7. Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).
  8. Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).
  9. Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).
  10. Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
  11. Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).
  12. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).
  13. Право на объединение в профсоюзы.
  14. Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).
  15. Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).
  16. Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
  17. Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
  18. Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.

С 15 лет

  1. Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
  2. Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

С 16 лет

  1. Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).
  2. Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).
  3.  Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
  4. Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
  5. Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

С 17 лет

  1. Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе).

С 18 лет

  1. Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).
  2. Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
  3. Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).
  4. Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
  5. Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
  6. Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
  7. Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)

РФ – Российская Федерация;  ТК – Трудовой кодекс; ГК – Гражданский кодекс; СК – Семейный кодекс; УК – Уголовный кодекс; КоАП – кодекс административных правонарушений

 


 

Список литературы

 

  1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
  2. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н. Н. – Волгоград, 2006.
  3. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
  4. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
  5. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
  6. Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М. П., Козлович С. И., Король Е. Д.; под общей редакцией Осиповой М. П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
  7. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
  8. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах, Ростов на Дону, 2006.
  9. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9 – 11 классах, Ростов на Дону, 2006.
  10. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
  11. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т. В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. 1-4 классы. М. ВАКО, 2006.
  12. Ефремова Н. П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
  13. Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
  14. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  15. Комментарии  к Уголовному Кодексу РФ.
  16. Любимов А. П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. – Москва, 1998.
  17. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников Волгоград 2007.
  18. Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
  19. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
  20. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.
  21. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.
  22. Степанов В.А. Гражданское образование и обучение правам человека за рубежом: сравнительный анализ // Адукацыя i выхаванне. – 1997, № 12. – С. 95 – 102.
  23. Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
  24. Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
  25. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н. А. – Волгоград, 2007.
  26. Смагина Л. И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
  27. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н. И. – Москва, 2003.
  28. Степанов В.А. Гражданское образование и обучение правам человека за рубежом: сравнительный анализ // Адукацыя i выхаванне. – 1997, № 12. – С. 95 – 102.
  29. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: Метод. пособ. – М.: Пед. общество России, 2001. – 154с.
  30. Ты имеешь право.// Составитель Жук Л. И. – Минск, 2003.
  31. Исакова Т. В. Основы правовой культуры. Программа консультативного курса. – Надым, 2004.
  32. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М., 2006.
  33. Фрумин И.Д. Теория и практика демократического образования: Дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01. – СПб., 2001. – 300 с.
  34. Шабельник Е. С. Права ребенка. – Москва, 1997.

Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 1992.

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: