государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
детский дом № 2 г. Шахты
Программа
дополнительного образования
по правовому, патриотическому воспитанию
и формированию законопослушного
поведения выпускников
«Я – человек и гражданин»
Составитель:
педагог дополнительного образования Спеваков А.А.
2014 г.
г. Шахты
Детство есть великая пора жизни, когда кладется
основание всему будущему нравственному человеку
Н. В. Шелгунов
Пояснительная записка
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической.
О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности [32].
Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков.
Это семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, социальное сиротство.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это объясняется двумя основными причинами:
- необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения воспитанников;
- степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.
Общеизвестные данные показывают, что дети, поступая в детский дом, имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество [17].
Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
Изучение в детском доме вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Первичные результаты тестирования уровня сформированности правовой культуры в 2011-2012 году показали, что у большинства воспитанников Государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома № 2 г. Шахты Ростовской области среднего и старшего подросткового возраста уровень правовых знаний, умений и навыков очень низкий.
В связи с данными результатами возникла необходимость в разработке и внедрении программы по правовому и патриотическому воспитанию «Я – человек и гражданин».
Целипрограммы:
1) Создание условий для формирования правовой и патриотической культуры несовершеннолетних воспитанников детского дома, законопослушного поведения и гражданской ответственности;
2) Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди воспитанников детского дома.
Программа рассчитана на 2012 – 2015 гг. и предполагает решение следующих задач:
1) Воспитывать у воспитанников уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам, любовь к Родине и патриотическое самосознание;
2) Содействовать повышению качества знаний в области прав и обязанностей человека и гражданина России;
3) Систематизировать работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения среди воспитанников.
Срок реализации программы – 3 года
Прогнозируемые результаты реализации Программы:
Реализация программы «Я – человек и гражданин» по воспитанию правосознания и формированию законопослушного и патриотического поведения воспитанников детского дома призвана способствовать формированию у несовершеннолетних правовой культуры и законопослушности. В результате реализации программы воспитанники детского дома должны:
1) Знать свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
2) Уметь применять закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе;
3) Уметь делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям и изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе;
4) Соблюдать дисциплину и уметь проявлять терпимость к участникам общения, а также активно предлагать и принимать помощь от других участников общения.
Этапы реализации Программы
|
№ п/п |
Содержание этапов |
Срок реализации |
|
Подготовительный этап |
Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическая деятельность в учреждении; использование контрольно-диагностических методик по выявлению уровня развития самосознания воспитанников по вопросу законопослушного поведения. |
2012 – 2013 гг. |
|
Основной этап |
Создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию законопослушного поведения воспитанников (активное включение обучающихся, педагогов, работников, специалистов детского дома, общественности, соответствующих социально-правовых организаций). |
2012 – 2015 гг. |
|
Заключительный этап |
Анализ и обобщение деятельности детского дома по реализации Программы; совершенствование содержания правового воспитания и системы формирования законопослушного поведения воспитанников, изменения и добавления в Программу. |
2014 – 2015 гг. |
Оценка результативности Программы осуществляется посредством наблюдения и анкетирования воспитанников детского дома.
Основные программные мероприятия
|
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Взаимодействие исполнителей |
|
I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации Программы |
|||
|
Оформление и обновление в детском доме правовых уголков для воспитанников, педагогов по праву, законам на темы: «Мои права и обязанности»; «Дорога в жизнь» и другие по данной тематике. |
2012 – 2013 гг. |
Педагоги дополнительного образования, педагоги-воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог |
|
|
Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере воспитанников, отношения педагогов к данной проблеме. |
2012 – 2013 гг. |
социальный педагог, педагог-психолог |
|
|
Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы. Подготовка списка периодических изданий, способствующих формированию законопослушного поведения воспитанников |
2012 – 2015 гг. |
Библиотекарь |
|
|
Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении педагогических советов, мероприятий, направленных на повышение правовой культуры |
2012 – 2015 гг. |
Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
|
|
Проведение серии семинаров, лекций по воспитательной работе на темы: «Права ребенка Российской Федерации»; «Методы и формы работы по правовому воспитанию»; «Особенности девиантного поведения подростков» и др. |
2012 – 2015 гг. |
Заместитель директора по УВР, социальный педагог; педагог-психолог |
|
|
II. Повышение квалификации педагогических кадров |
|||
|
Проведение серии семинаров, круглых столов, лекций по воспитательной работе на темы: «Права ребенка в Российской Федерации»; «Методы и формы работы по правовому воспитанию»; «Особенности девиантного поведения подростков» и др. |
Ежегодно |
Заместитель директора по УВР, социальный педагог; педагог-психолог |
|
|
Повышение квалификации педагогических работников в ГБОУ ДПО РО «Рипк и ППРО» по данной тематике. |
2012 – 2015 гг. |
Администрация |
|
|
III. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения воспитанников. |
|||
|
Проведение воспитательных мероприятий (викторин, дискуссий, конкурсов, вечеров) с целью освоения воспитанниками общечеловеческих норм нравственности и поведения на темы: «Умей сказать нет!»; «Лицом к Закону» и др |
2012 – 2015 гг. |
Социальный педагог, педагог-организатор |
|
|
Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения воспитанников. |
Ежегодно |
Социальный педагог, педагог-организатор |
|
|
Торжественное вручение паспортов воспитанникам, достигшим 14 лет |
Ежегодно |
Администрация |
|
|
Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов, ВОВ, участниками боевых действий. |
2013 – 2015 гг. |
Социальный педагог, педагог-организатор |
|
|
Проведение лекториев по профилактике здорового образа жизни |
Ежегодно |
Медицинские работники |
|
|
Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения воспитанников с привлечением правоохранительных органов. |
2012 – 2015 гг. |
Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
|
|
Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения воспитанников на педагогических советах, на Советах профилактики. |
2012 – 2015 гг. |
Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
|
|
Проведение индивидуальных встреч воспитанников с социальным педагогом, педагогом-психологом, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения. |
Ежегодно |
Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
|
|
Развитие контактов с молодежными организациями, общественных организаций (волонтерское движение) к организации и проведению мероприятий по правовому консультированию для воспитанников, |
2014 – 2015 гг. |
Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
|
|
Проведение конкурса социальных плакатов: «Я и мои права», «Мы за ЗОЖ!», «Мир в котором мы живем» и др. |
Ежегодно |
Социальный педагог, педагог-организатор |
|
|
Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья, Международному Дню защиты детей, Дню матери, Дню защитника Отечества. |
Ежегодно |
Заместитель директора по УВР, педагог-организатор |
|
|
|
Реализация плана работы по профилактике и предупреждению самовольных уходов воспитанников |
|
|
План действий по реализации программы
Знакомство воспитанников детского дома с основами правовых норм и отношений в РФ.
|
Раздел |
Тема |
Ответственный |
|
Правила общения |
Беседа «Знакомство с правилами жизни в детском доме» |
Социальный педагог |
|
Главные ценности нашей жизни |
Педагог-психолог |
|
|
Беседа «Правила личной безопасности» |
Социальный педагог |
|
|
Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» |
Педагог-психолог |
|
|
Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» |
Педагог дополнительнго образования |
|
|
Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» |
Педагог дополнительнго образования |
|
|
Правила поведения |
Беседа «Человек в мире правил» |
Педагог-психолог |
|
Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице» |
Социальный педагог |
|
|
Беседа «Правила поведения в детском доме» |
Заместитель директора по УВР |
|
|
Беседа «За что ставят на учет в милицию?» |
Сотрудник УВД |
|
|
Беседа «Бережно относись к общественному и другому имуществу, к своим вещам, вещам товарищей» |
Заместитель директора по УВР |
|
|
Беседа «Знакомство с гражданскими правами и обязанностями » |
Заместитель директора по УВР |
|
|
Я-гражданин и патриот |
Беседа «Я – гражданин России» |
Педагог дополнительнго образования |
|
Беседа «Что такое закон? Главный закон страны» |
||
|
Беседа «Гражданин и обыватель» |
Сотрудник УВД |
|
|
Беседа «Твоя воинская обязанность» |
Сотрудник военкомата |
|
|
Беседа «Равенство прав людей от рождения» |
Педагог дополнительнго образования |
|
|
Деловая игра «Главные вопросы» |
Социальный педагог |
|
|
Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка» |
Педагог дополнительнго образования |
|
|
Беседа «Права детей – забота государства» |
|
|
|
Конкурс плакатов «Конвенция «О правах ребенка» |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
|
|
Беседа «Подростку о трудовом праве» |
Педагог дополнительнго образования |
|
|
Беседа «Что делать, если ты попал в милицию» |
Сотрудник УВД |
|
|
Конкурс творческих проектов «Твой вариант декларации прав человека» |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
|
|
Участие в массовых ежегодных городских мероприятиях, посвященных Дню защитника отечества, воинам – интернационалистам, Дню Победы, Реконструкции боевых действий |
Педагог дополнительного образования |
|
|
Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт» |
Педагог дополнительного образования |
|
|
Викторина «Герб, флаг, гимн России» |
Заместитель директора по УВР Педагог дополнительного образования |
|
|
Беседа «Я патриот своей Родины?» |
Педагог дополнительного образования |
|
|
Административная и уголовная ответственность |
Беседа «Шалости в общественных местах |
Сотрудник УВД |
|
Беседа «Преступления и правонарушения» |
Педагог дополнительнго образования |
|
|
Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» |
Сотрудник УВД |
|
|
Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» |
Педагог дополнительнго образования, сотрудник УВД |
|
|
Беседа «Об ответственности подростка за пративоправные действия и проявления экстремизма» |
Педагог дополнительнго образования |
|
|
Викторина «Уроки Фемиды» |
||
|
«Административная ответственность подростка перед законом» |
сотрудник УВД |
|
|
Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» |
сотрудник УВД |
|
|
Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» |
Педагог дополнительнго образования, сотрудник УВД |
|
|
Асоциальное поведение |
Конкурс презентаций «НЕТ хулиганским поступкам» |
Педагог-организатор |
|
Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» |
Педагог дополнительнго образования, сотрудник УВД |
|
|
Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» |
Педагог-психолог |
|
|
Круглый стол «Суицид среди подростков» |
||
|
Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» |
Педагог дополнительнго образования, медицинские работники |
|
|
Беседа «Алкоголь и правопорядок» |
Методическое обеспечение программы
Основные понятия программы
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.
Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.
Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.
Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.
Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.
Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.
Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).
Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.
Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.
Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.
Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.
Истина – то, что существует в действительности, правда.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.
Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.
Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.
Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).
Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.
Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено
Правонарушение – нарушение определенных норм права.
Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.
Толерантность – терпимость, снисходительность.
Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.
Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.
Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.
Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия [31]
|
Возраст ребенка |
Права, обязанности, ответственность |
|
С рождения |
|
|
С 6 лет |
|
|
С 8 лет |
|
|
С 10 лет |
|
|
С 11 лет |
|
|
С 14 лет |
|
|
С 15 лет |
|
|
С 16 лет |
|
|
С 17 лет |
|
|
С 18 лет |
|
|
РФ – Российская Федерация; ТК – Трудовой кодекс; ГК – Гражданский кодекс; СК – Семейный кодекс; УК – Уголовный кодекс; КоАП – кодекс административных правонарушений |
|
Список литературы
- Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
- Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н. Н. – Волгоград, 2006.
- Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
- Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
- Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
- Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М. П., Козлович С. И., Король Е. Д.; под общей редакцией Осиповой М. П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
- Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
- Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах, Ростов на Дону, 2006.
- Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9 – 11 классах, Ростов на Дону, 2006.
- Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т. В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. 1-4 классы. М. ВАКО, 2006.
- Ефремова Н. П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
- Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
- Любимов А. П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. – Москва, 1998.
- Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников Волгоград 2007.
- Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
- Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
- Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.
- Степанов В.А. Гражданское образование и обучение правам человека за рубежом: сравнительный анализ // Адукацыя i выхаванне. – 1997, № 12. – С. 95 – 102.
- Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
- Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
- Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н. А. – Волгоград, 2007.
- Смагина Л. И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
- Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н. И. – Москва, 2003.
- Степанов В.А. Гражданское образование и обучение правам человека за рубежом: сравнительный анализ // Адукацыя i выхаванне. – 1997, № 12. – С. 95 – 102.
- Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: Метод. пособ. – М.: Пед. общество России, 2001. – 154с.
- Ты имеешь право.// Составитель Жук Л. И. – Минск, 2003.
- Исакова Т. В. Основы правовой культуры. Программа консультативного курса. – Надым, 2004.
- Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М., 2006.
- Фрумин И.Д. Теория и практика демократического образования: Дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01. – СПб., 2001. – 300 с.
- Шабельник Е. С. Права ребенка. – Москва, 1997.
Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 1992.