11-02-2015

Программа по профилактике суицидального риска

11-02-2015

государственное казенное образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителе,

детский дом № 2 г. Шахты Ростовской области

 

 

ПРОГРАММА ПРЕВЕНТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,

ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 

 

 

Составитель: педагог-психолог

Замула А.А.

 

                                                                                                                г. Шахты

2014

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Прежде чем приступать к анализу суицида как девиантного поведения, необходимо рассмотреть, что представляет собой девиантное поведение. Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает и любые поступки или действия, не соответствующие писанным или неписаным нормам. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно разделить на позитивные и негативные. Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

В русском языке это слово означает «намеренное лишение себя жизни». В научной литературе исследователи также говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Что же лежит в основе существования такого явления, как самоубийство?

Амбрумова А. Г. и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид - это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятиями для данного явления - социально-психологическая адаптация и дезадаптация.

Под адаптацией вообще понимается приспособление - соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация - это и процесс, и его результат. Тогда понятие дезадаптации отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды.

Психические расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новый уровень патологического реагирования.

Рассматривая социально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная.

Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению.

Теперь следует осветить сам механизм формирования внутри личности суицидальной направленности. Собственно суицидальное поведение – «любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни».

Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Практически целесообразно пользоваться тремя ступенями из этой шкалы

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия («хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» и т.п.).

Суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время и место самоубийства.

Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом). Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. Однако эта последовательность обнаруживается далеко не всегда. При острых пресуицидах можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Можно выделить следующие факторы риска (причины самоубийств):

  • Врожденная и /или возникшая после сильного стресса склонность к самоубийству;
  • Проблемы в личной жизни;
  •  Сильная травма, в том числе и психическая;
  •  Социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.;
  • Рецидив древней болезни;
  • Потеря близких, одиночество, острые конфликты;
  • Экономические проблемы, шантаж, сексуальные домогательства, череда драматических событий;
  • Нарцистическая травма;
  • Психическая болезнь;
  • Алкоголь и наркотики;
  • Соматические заболевания, сильные боли.

А также сдерживающие факторы:

  • Неприятие суицида, обусловленное наследственностью, воспитанием и опытом;
  • Персональные качества: глубокое осознание ценности жизни, уверенность в собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться за помощью в трудный момент, способность принять чужой совет в ситуации жесткого выбора, открытость опыту и чувствам других людей, готовность усваивать новые знания, коммуникативность;
  • Модель родительской семьи: эмоциональная родительская любовь, теплые и доверительные отношения между родственниками, взаимная поддержка;
  • Социокультурные факторы: принятие специфических национальных традиций и ценностей, хорошие отношения с друзьями, работодателями и соседями, поддержка окружающих, отсутствие друзей-наркоманов, социальная интерация через работу, спорт, религию, различные непрофиссиональные организации, осознание цели собственной жизни;
  • Качество жизни: хорошая еда, хороший сон, много света, физические нагрузки, нет наркотикам и курению.

Главная общая причина роста самоубийств - это рост одиночества личности, ее оторванность от общества, в свою очередь представляющая результат нашего беспорядочно организованного общества.

Таким образом, социальный контроль в образовательном учреждении и профилактику девиантного поведения следует рассматривать как  комплексный процесс, включающий в себя такие компоненты, как:

Комплексность - привлечение специалистов различного профиля (психологов, социологов, медиков, юристов, представителей МВД, молодежных и общественных организаций);

Системность - единство образовательной и воспитательной работы;

Расширение возможных форм участия воспитанников в профилактической деятельности правоохранительных органов;

Приоритет первичной профилактики - упор на превентивную работу;

Социальное партнерство - привлечение к профилактике наркомании и других зависимостей студентов, прошедших специальную подготовку и обучение - будущих психологов, социологов, социальных работников;

Обратная связь - осуществление мониторинга проявлений девиаций у подростков ОУ, оценка эффективности проводимых профилактических мероприятий, исследование динамических характеристик распространенности девиантного поведения в подростковой среде;

Индивидуальная работа - учет индивидуальных особенностей, склонностей, талантов воспитанников.

Современный подход к работе по профилактике суицида среди подростков характеризуется усилением традиционных психологических, педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии.

Профилактику психических заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды.

Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния суицидопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам. Вторичная профилактика - предотвращение рецидивов после неудачной суицидальной попытки. Третичная профилактика - реабилитация в тяжелых случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с суицидом проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики необходимо выяснить степень информированности о суициде у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников, анкет и скрининг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Говоря о профилактической работе с учащимися образовательных учреждений можно выделить следующие направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; работа с детьми и подростками, совершавшими суицидальные попытки.

Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:

♦  распространение информации о причинах, формах и последствиях суицидальной попытки;

♦  формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о суициде, умение принимать правильное решение;

♦  предоставление альтернативы суицида;

♦  коррекция социально-психологических особенностей личности;

♦  целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к суициду);

♦  тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Первичная профилактика должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. Первичная профилактика имеет ряд признаков. Первый - ее универсальность, профилактика должна предупреждать девиантное поведение в целом. Второй - конструктивный характер. Она не преследует цели разрушения или изменения неблагоприятных установок, она изначально строит желательные. Конструктивная первичная профилактика служит предупреждению девиантного поведения, а не борется с ним и способствует формированию здоровой личности подростка. Третий признак - опережающий характер воздействия, создание стойких желательных установок.

 

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

  1.  Выявление детей с признаками эмоциональных расстройств как возможной группы риска

Чаще у подростков с суицидальными тенденциями диагностируются высокие показатели депрессивности. Среди факторов, обусловливающих суицидальное поведение, именно депрессии принадлежит видное место. Когда человек оценивает себя как ничего не стоящую, не видит перспективы (негативные ожидания от будущего), и недовольна текущим моментом, существует риск возникновения суицидальных мыслей. Различают следующие варианты депрессивных состояний у подростков: девиантный, ипохондрический, астенический, депрессивный синдром с преобладанием типично подростковых синдромов, с типично депрессивной симптоматикой. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Девиантного вариант подростковой депрессии. Болеют преимущественно дети в возрасте 10-14 лет. Девиантным называют такую депрессию том, что поражены ею лица совершают поступки, которые конфликтуют с нормами общества и их ближайшего социального среды. Клиническая картина этого заболевания характеризуется несвойственными ранее подростковые нарушениями поведения: грубостью, конфликтностью, прогулами, противоправными поступками, сексуальными эксцессами. Для них типичен пониженный настроение, готовность к гетеро-(направленной на кого-то) и автоагрессия. Такие особенности психического состояния является основой конфликтов с другими, а угрозы наказать вызывают страх и тревогу, увеличивает суицидальное опасность и мотивирует суицидальное поведение.

Ипохондрический вариант подростковой депрессии. Чаще всего он поражает людей в возрасте от 12 до 16 лет. Вызывают его реальные неприятные ощущения в теле, которые по разным причинам преувеличиваются и трактуются подростком как признаки неизлечимого заболевания. Во время такого заболевания преобладает тревожно-тоскливый аффект с раздражительностью, чувством незащищенности и покину тосте всеми. Под предлогом болезни подростки пренебрегают обучением, затрудняют контакты с ровесниками через погружение в свои болезненные ощущения. Будучи убежденным в наличии у себя тяжелого неизлечимого заболевания, подростки консультируются со специалистами, госпитализируются в соматические больницы. Конфликты, возникающие в школе из-за прогулов занятий, отставание в учебе, «непонимание» близкими их переживаний, часто создают безвыходные, по мнению подростков, ситуации, которые вызывают суицидальное поведение.

 В постсуицидальном периоде мысли о самоубийстве еще могут сохраняться, особенно если не ликвидированы конфликтную ситуацию, которая непосредственно обусловила попытку самоубийства, а подросток переживает и предыдущие тревоги, и вину за суицидальный поступок. По адекватной терапии депрессивного состояния повторных попыток удается вникнуть.

Астенический вариант подростковой депрессии. Этот вариант депрессии также распространен среди подростков в возрасте 12-16 лет. Его особенностями являются сензитивность, часто на уровне акцентуации, а первыми признаками - трудности в обучении, усвоение нового материала, как следствие психомоторной заторможенности, ухудшение памяти, способности сосредотачиваться. Подростки не жалуются на тоску и пониженное настроение, но говорят о скуке, изменения личностного характера. Иногда проявляются симптомы тревоги с возбуждением и чувством страха. Несмотря на попытки продолжить прежний образ жизни такие лица становятся все более несостоятельными в обучении, общении ровесниками и близкими. Все это вызывает школьные конфликты, которые они воспринимают особенно трагически учитывая их сензитивность и уязвимость. Суицидальные попытки подростки осуществляют преимущественно через некоторое время после психотравмы. Покушения на жизнь становятся для них привычным ответом на конфликтную ситуацию, и поэтому риск повторных суицидальных попыток очень высок.

Депрессивнымии синдром с преобладанием типично подростковых синдромов. Этот тип депрессивного заболевания свойственный подросткам 16-18 лет. В его клинической картине преобладают типично подростковые симптомы сверхценного характера - метафизической интоксикации и дисморфофобии. Рассуждения о смысле жизни и смерти приобретают в депрессивного подростка признаков навязчивого, бесплодного, отрицательно аффективно окрашенных, с элементом пассивной согласия насмерть мудрствования. Такая настроенность не оставляет места для усвоения нового и для продуктивной интеллектуальной деятельности вообще. Подросток становится замкнутым, неприступным, осознает свою отчужденность и одиночество. Суицидальное поведение в таких случаях не связана с конфликтной ситуацией, не имеет психологически понятного поводу. Покушение на собственную жизнь основном является следствием длительных размышлений о смысле жизни и смерти. При неудачах суицидальные попытки повторяются. Такой вариант подростковой депрессии с суицидальными проявлениями наблюдается при вялом течении шизофрении, которая началась в подростковом возрасте.

Преобладание в клинической картине депрессии дисморфофобии проявляется в неудовлетворенности своей внешностью, традиционно присущее подросткам. Связанные с этим переживания болезненно обостряются и доминируют в сознании депрессивного индивида, особенно у девочек. Их переживания дисморфофобийного содержания часто является основой возникновения суицидоопасными реакций в ответ на незначительную психотравму.

Типичная депрессивная симптоматика у подростков. Она также наблюдается в старшем подростковом возрасте (16-18 лет). Ее характеризуют классическая депрессивная триада (сниженное настроение, замедление мышления, двигательная заторможенность) и тревожно-депрессивные проявления. Усиление симптома тревоги является показателем высокого суицидального риска. Идеи самоуничижение достигают уровня депрессивного бред, в структуре которого имеются суицидальные мысли и намерения. Суицидонебезпечность особенно возрастает при уменьшении двигательной заторможенности и сохранении бредовых идей и депрессивной симптоматики. Суицидальные попытки, как правило, повторяются при отсутствии надзора и общения. Типичная депрессия с переживанием тревожных компонентов (страх, ажитация, невыносимое чувство психического напряжения) объединяет различные проявления суицидального поведения - от навязчивого желания нанести себе боли до суицидальных попыток. В постсуицидальном периоде резко ослабляются напряжение, тревога, страх. Однако такой эффект кратковременный и нестойкий, поэтому без адекватных лечебно-реабилитационных мероприятий покушения на собственную жизнь повторяются. Такая картина свойственна больным начальном этапе шизофрении или в депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза. Нарушения поведения, снижение успеваемости, конфликтность, обидчивость, другие проявления депрессивного синдрома у подростков взрослые преимущественно расценивается как лень и распущенность и применяют различные средства воздействия на них. Давление на подростка, вызванный неадекватной оценке психического состояния, порождает конфликтные ситуации, которые провоцируют суицидальные мысли и намерения. Психотравмирующей ситуации при таких условиях обостряет чувство душевного одиночества, формирует чувство безысходности, подталкивает депрессивного подростка до самоубийства.

Дети и подростки, которые находятся в кризисном состоянии, нуждаются в поддержке окружающих, членов семьи, педагогов, единомышленников, психокоррекционной помощи психолога. Практическая работа с такими детьми показывает, что своевременное и квалифицированное вмешательство дает положительный результат.

Для предотвращения суицидальном поведении среди подростков необходимо создать в ОУ атмосферу высокой духовности, уважения к личности и ее внутреннего мира, выявить детей с признаками эмоциональных расстройств как возможной группы риска, проводить беседы и консультации с воспитателями-наставниками тех детей, которые испытывают трудности в обучении, в поведении и признаки эмоциональных расстройств, осуществлять психологическое просвещение педагогов ОУ и др. специалистов.

В общеобразовательных учереждениях целесообразно создавать информационные уголки, где указаны номера телефонов доверия, адреса, режим работы подростковых врачей, психологов, социальных педагогов, юристов, центров социальной адаптации и социальной работы с молодежью.

  1. Выявление детей группы суицидального риска, в которых есть трудности в обучении, поведении и признаки эмоциональных расстройств, предусматривает:

ü  беседы с педагогами-воспитателями и др. педагогическими кадрами ОУ,

наблюдения воспитанников в условиях проживания в детском доме.

ü  тестирования, социометрические исследования, анализ анкет воспитанников

ü  беседы и консультации с воспитателями - наставниками, закрепленными за детьми и подростками, которые имеют трудности в поведении и признаки эмоциональных расстройств.

Для формирования временной перспективы, позитивного отношения к миру и к себе используются техники выявления автоматических мыслей, отстранение от них и проверки их обоснованности, предложенные А. Беком. После чего происходит замена не адаптивных мыслей на адаптивные. Выяснение автоматических мыслей происходит путем расспроса подростка. Целесообразно обращать внимание на следующие утверждения:

  • Чтобы быть счастливым, я должен быть успешным во всех своих начинаниях.
  • Чтобы я чувствовал себя счастливым, меня должны любить все и всегда.
  • Если я допускаю ошибку, значит, я глупый.
  • Если я не достиг вершины, значит, потерпел поражение.
  • Как прекрасно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, заурядным человеком.
  • Моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди.
  • Я не могу жить без любви. Если мой любимый меня не любит, это значит, что я ничего не стоит.
  • Если со мной кто-то не согласен, значит он меня не любит.

Кроме этого, следует обращать внимание на высказывания, свидетельствующие о завышенный уровень притязаний и чрезмерных требований к себе. Например: «Я должен быть щедрым, тактичным, мужественным, благородным и красивым», «Я должен быть идеальным другом, любимым, учеником, сыном (дочерью)», «Я должен справиться с любым осложнением легко и с полным самообладанием»; «Я всегда должен уметь найти решение любой проблемы», «Я никогда не должен страдать, я всегда должен быть счастливым», «Я все должен знать, понимать и предвидеть», «Я всегда должен владеть собой и управлять своими чувствами»; «Я всегда должен считать виновным себя, я не имею права делать больно другим», «Я всегда должен быть на грани эффективности».

На этапе выяснения автоматических мыслей целесообразно расспрашивать подростка о те мысли, возникающие у него в реальной психотравмирующей ситуации и подводить его к пониманию их адаптивности. В ответ на проявленное автоматическую мнению, например, «Я потерял контроль над ситуацией» можно задавать вопросы: «Что в этом плохого?», «Что именно вас пугает?». Эти вопросы можно задавать, пока у ребенка уже не остается объяснений и он начинает повторяться. Чаще всего в глубине его представлений мы находим позицию родителей, друзей или других значимых взрослых. На этапе отстранения от автоматических мыслей подросток должен признать их существование и понять, что именно они вызывают негативные эмоции, мешают и создают проблемы. Для этого нужно посмотреть на них с другой позиции, отстраненно, начать воспринимать утверждение не как истину в последней инстанции, а как предположение, теорему, которую еще надо доказать или опровергнуть. Мы должны вызвать сомнение в истинности не адаптивны мыслей и заставить подростка проверить их сложность. Если проверка указывает на необоснованность представлений, мы можем избавиться от этих мыслей.

Для большей наглядности при работе с подростками следует применять протокол дисфункциональных мыслей. Подростку дается инструкция: при возникновении неприятной эмоции запишите, какое событие или ситуация вызвали эту эмоцию (если эмоция возникла в результате представлений или образов, опишите их тоже). В колонке «Автоматические мысли» следует записать содержание мыслей, связанных с эмоцией. Затем попытаться найти рациональный ответ на автоматическую мнение и оценить результат своих действий: насколько убедительной осталась автоматическая мысль после ее выяснения и рационального ответа. Это систематизирует работу и повышает ее эффективность.

  1. Психологическое сопровождение суицидента через подъем ценности его личности

Целью этого вида психологической работы является повышение уровня осознания суицидально склонными подростками и молодежью ценности собственной личности, формирование у них чувства собственного достоинства. В полном объеме психологическое сопровождение содержит семь этапов.

Первый из них является подготовительным, следующие пять соответствуют компонентам деятельностного измерения личности (поскольку такая психологическая работа имеет активный, деятельностный характер) - потребностно-мотивационном, информационно-познавательном, целеутвердительному, операционно-результативном и эмоционально-чувственном компонента, а завершающим является посттерапевтичный, экзистенциальный этап.

На подготовительном этапе мы получаем запрос и предварительную информацию о суицидентах   - от воспитателей, социального педагога, администрации ОУ и др. специалистов,  устанавливаем с ним доверительный контакт. На этой основе начинаем эмпатийный диалог (обязательно при этом является атмосфера полного доверия подростка к специалисту, к чему последний должен готовиться заранее, в частности совершенно соблюдать «Этического кодекса психологов» и быть преданным интересам клиента, честным, верный, сохранять конфиденциальность). В отношениях с суицидентом мы проявляем не просто сопереживание, а несомненное, убедительное переживание его достоинства, ценности, заинтересованности в его жизни, в его личности. Нами  используются элементы техники раппорта, не только «привязывает» психолога к чувств, мыслей, поведения суицидента и делает последнего вроде «ведущим» в общении, лидером, повышает его значимость в глазах собеседника и в собственном самоощущении. То есть уже на подготовительном этапе нами осуществляется некоторый подъем ценности личности суицидента - и самим психологом, профессионально интересуется им, его душой, внутренним миром, и технически - путем эмпатии, через направление внимания на личность, предоставление суицидентов права вести диалог в гуманистическом направлении.

На потребностно-мотивационном этапе мы должны выяснить, что стало причиной суицидального намерения, какие мотивы доминируют или конфликтуют в сознании суицидента ли запасные интенции (намерения, замыслы), мотивы, интересы, влечения, намерения, на которые можно переключить его внимание. Это позволяет узнать, как затормозить суицидальные мотивы и одновременно поднять ценность других потребностей и мотивов суицидента, как прекратить разрушительную борьбу мотивов и переживания деструктивных интенций. Полезными могут быть стратегии поиска смысла жизни, за которые можно принять стратегии творческой деятельности по теории В.Моляко, - аналогизирования, комбинирования, реконструкции, универсальную, спонтанную стратегию). В ходе проведения этого этапа работы должно произойти возвышение личности суицидента путем изменения его мировоззренческих установок, смыслов жизни и мотивов поведения путем использования нами приемов эмоционального побуждения, внушения, прямого обращения к поздравительных ресурсов, инстинкта самосохранения суицидента к переоценке его устоявшихся мотивов.

На информационно-познавательном этапе мы можем продолжить работу, начатую на предыдущих этапах, и предоставили суицидентов, с одной стороны, яркие образцы значимой поздравительной поведения, жизнетворчества других людей, а с другой - побудить его к самопознанию собственных поздравительных потенциалов, личностных черт, ценных для него окружения и общества. При этом мы можем осуществлять поиск этих черт в подструктурах собственной личности, как способность к общению; направленность интересов, влечений, целей, хобби, занятий и т.п.; черты характера; осознание, рефлексия, самопознание, саморегуляция, самоактуализация и т.п.; опыт - знания, умения, навыки, привычки, эмоциональные стереотипы, стиль деятельности и др.; интеллектуальные способности - внимание, память, ощущение, восприятие, мышление, воображение - во всех разновидностях, например, эстетическое восприятие мира, сенсорная культура, системное мышление, творческое воображение; психофизиология, в частности положительные черты темперамента суицидента.

На этом этапе мы подали суицидентам интенсивный информационно-ценностный сигнал о значимости черт юной личности и их восприятия окружающими как в определенном смысле уникальных. Здесь, при информационном обосновании личностных ценностей суицидента, мы можем воспользоваться аксиологическими возможностями рациональной психотерапии относительно предоставления статуса ценности отдельным чертам суицидента и его личности в целом, а также использовать информационно-познавательные элементы психоанализа. На этом этапе продолжается закрепление и развитие смысла жизни в его информационно-познавательной форме, намечается переход к следующему этапу - формирование целей. При этом мы можем опираться на положительную оценку имеющихся у нас психодиагностических данных о суицидентах, объективно характеризующих его способность к общению, актуальные мотивы и интересы, черты характера, самосознание, интеллектуальные способности, психофизиологические черты и обязательно тип темперамента.

На этапе формирования целей мы можем пытаться переключить внимание суицидента на новые цели, на закрепление интенциональных достижений предыдущих этапов путем актуализации старых или формирование новых целей, планов, программ, проектов и их аксиологизации. При этом отталкиваясь от ценностных ориентаций суицидента и опираясь на стратегии поиска им смысла жизни, могут быть осознаны на предыдущих этапах работы. При постановке новой цели, задача сама личность суицидента выступает не столько как средство для кого-то, а как собственное «вершинная» цель для самого себя, как важна перспектива всей своей жизни. Диалога между нами и подростком базируется на уровне конкретного плана действий, его обсуждение, акцентирование на ценности личности суицидента как определяющего фактора формирования и выполнения этого плана. Личность суицидента превращается при этом на цель и одновременно в средство ее достижения, то есть на субъект самосозидание. В этом случае также можно использовать систему А. Макаренко по целеполаганию и перспективы разного уровня - завтрашней радости, среднюю и отдаленную перспективу. Будущее должно активизировать, тянуть к себе воспитанника, свидетельствовать, что он нужен жизни, обществу, людям, самому себе. При этом должна быть нацелена ребенка на достижение конкретных личностно значимых результатов собственной деятельности.

На оперативно-результативном этапе осуществляется попытка реализовать предварительно обсуждены и приняты мотивы, интересы, планы, цели, намерения, планы, программы и проекты в практических достижениях суицидента. Для стабилизации и жизнеутверждения мы обращаемся к мнению о бессмертии личности и души в религиозном толковании. Полезной стала ориентация внимания суицидента на повышение уровня успешности.

На эмоционально-чувственном этапе, который можно назвать мегаэтапом, поскольку он пронизывает весь процесс психологической работы с подростком эмоционально-чувственным подъемом ценности личности, главными являются положительные эмоции, атракцийни чувства - симпатии, эмпатии - к воспитаннику и т.п.. Однако они должны быть естественными, адекватными, учитывать негативное контекст, тонкий характер суицидальной ситуации. Эмоционально окрашенный интерес к суициденту должен постепенно перерастать в чувство уважения, дружеские чувства, искреннюю симпатию, любовь зависимости от особенностей развертывания ситуации диалога. Ведь сама любовь, в ее общечеловеческом, платонической и религиозной смысле, является самым действенным средством подъема ценности жизни человека, личности, ее «Я». Поэтому мы используем различные формы признания в симпатии, дружбе и любви, конечно, зная естественную меру, избегая искусственных псевдопочувств.

В диалоге должны господствовать позитивные, искренние, адекватные суицидальной ситуации эмоции и чувства, способствующие закреплению всех достижений психологической работы на каждом из ее этапов - через их положительно-эмоциональное утверждение. Кроме того, можно пробовать научить суицидента приемам эмоциональной саморегуляции, естественно переходя от нее к широкой личностной саморегуляции. Для этого могут пригодиться определенные формулы самовнушения, автогенной тренировки. На этом этапе особенно ценно чувство вдохновения, восторга и удовольствия от результатов обучения, производительному, творческому труду с ее известным психотерапевтическим эффектом. Важными для теперь уже бывшего суицидента должны стать чувство оптимизма, радости при взгляде на будущее. Через эмоциональную поддержку и чувственное подъема подростка, молодого человека растет их витальность, они превращаются из объекта случайных воздействий на полноценный субъект нормальной жизни с положительным жизненным тонусом.

На посттерапевтичном этапе заканчивается активная психотерапия и осуществляется сначала относительно регулярный, а позже эпизодический мониторинг, оценка и поддержка экзистенциального состояния, витальности бывшего суицидента. Время от времени происходят спонтанные встречи и текущие акты подъема, жизненных, семейных, профессиональных успехов человека, укрепления его воли к нормальной жизни.

Конечно, такая психотерапия не претендует на решение всех видов суицидальных проблем. Наиболее эффективна она там, где среди основных причин суицидального поведения доминирует обесценивание личности, падение самооценки, чувства неполноценности, унижения достоинства подростка т.д.

4. Создание атмосферы высокой духовности, уважения к личности путем реализации системы профилактических средств

В современной практической психологии накоплен немалый опыт систематической работы по профилактике суицида в ОУ. В частности, известна система работы по профилактике суицида, предложенная школьным психологам, которая включает семь компонентов:

1. Психологическая просвещение.

2. Создание положительного психологического климата в ОУ.

3. Психологическая и педагогическая диагностика суицидальных тенденций.

4. Психологическое консультирование подростков.

5. Психолого-педагогическая коррекция суицидальных тенденций.

6. Систематический контроль и учет динамики изменений в личности и поведении воспитанников.

7. При необходимости - переадресация суицидального дела специалистам медицинского профиля.

 Психологическое просвещение по профилактике суицида предусматривает создание в ОУ информационного уголка с методической литературой, телефону доверия, данным об адресах и режимах работы кризисных центров, центров практической психологии и социальной работы с молодежью, специализированных отделений больниц.

Предполагается проведение соответствующей работы на семинарах, в пед. мастерских, педагогических заседаниях МО, группах:

С педагогами ОУ - на семинарах «Эмоциональные расстройства у детей и подростков», «Факторы, влияющие на суицидальное поведение подростка», «Как поднять социальный статус воспитанника в группе сверстников», «Ценность личности в психологии, педагогике и обществе»; в педагогической мастерской - «Выбор адекватных методов педагогического воздействия», «Что делать, если мы все перепробовали?», «Как помочь нашим детям?», «Неблагополучный ребенок, как ему помочь?», «Конфликты между взрослыми и подростками»;

На заседаниях методических объединений специалистов детского дома -  «Внимание – трудный подросток!», «Эмоциональные нарушения у детей», «Депрессивные состояния у подростков», «Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте», «Психология личностных и межличностных конфликтов»;

С подростками - цикл бесед о ценности личности и смысл жизни (12-14 лет); диспут для  старших подростков; Психологический клуб – для интересующихся практической психологией  подростков разного возраста «Я - это Я», Тренинг психоэмоциональной стабилизации подростков «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства», цикл бесед с воспитанниками -  «Неуверенность в себе», «Конфликты»,  «Общение со взрослыми», «Общение со сверстниками», «Общение со сверстниками противоположного пола», «Подростковые инициации», «Основные проблемы подросткового возраста», «Стресс» и другие.

 Создание положительного психологического климата в образовательном учреждении, предусматривает выполнение всех плановых мероприятий по культурной, общественной, воспитательной работе, которые содействуют формированию позитивных общественных, эстетических чувств, духовности воспитанников и педагогов детского дома. Психолог участвует в этих мероприятиях, поддерживает директора и педагогический коллектив.

Психологическая и педагогическая диагностика суицидальных тенденций заключается в выполнении психологами таких действий.

В процессе наблюдения - обращение внимания педагогов на факторы риска суицидальности воспитанников: а) наследственность; б) вербальная и физическая агрессия; в) высокая конфликтность общения, стремление к доминированию или ориентация на зависимость; г) изоляция или неприятие сверстниками; г ) резкие изменения в поведении, импульсивность, неадекватность реакций; д) низкий или высокий IQ; е) неадекватная самооценка; е) неблагоприятное семейное окружение, ранняя взрослость; ж) психотравмирующие события (смерть близкого человека, межличностный конфликт, проступок, плохие отношения с близкими;  с) алкоголизм и наркомания, асоциальный образ жизни.

Выявление признаков эмоциональных нарушений: а) потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышение сонливости в течение последних нескольких дней; б) частые жалобы на соматические болезни; в) необычное неаккуратное отношение к своей внешности; г) постоянное чувство одиночества, ненужности, вины или скука; г) скука во время пребывания в обычном помещении или выполнения работы, которая ранее нравилась; д) бегство от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночки; е) нарушение внимания со снижением качества работы; е) погружение в размышления о смерти; ж) отсутствие планов на будущее; с) внезапные приступы гнева, даже по пустякам.

Использование специальных психодиагностиних методов:

Методика определения способности подростка к адаптации в кризисные периоды развития;

Социометрия и референтометрия;

Рисунку тесты («Моя семья»);

 Методика «Школьная тревожность» Филипса;

 Тест «Отношение к жизни» (Т. Шрайдер);

 «Вербальный и фрустрационная тест» (Л. Собчик);

 Методика определения уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе;

 Объективная методика определения типа темперамента по Б. Цукановым;

 Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (А. Личко, С. Подмазин) и карта определения риска суицидальности (В. Прийменко);

 Тест на определение суицидального риска СР-45;

 Тест на выявление суицидальных намерений (Н. Шавровровська, А.Гончаренко, И. Мельникова);

 Методика изучения склонности к суицидального поведения (М. Горская);

 Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фегюсон);

 Шкала депрессии (адаптация Г. Балашова);

 Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Г. Раймонд).

 При случае могут использоваться и другие методики, ориентированные на выявление признаков риска суицидального поведения у подростков.

Психологическое консультирование и психолого-педагогическая коррекция суицидальных тенденций: работа психолога в этом направлении должна быть комплексной и предусматривать такие меры:

♦  Консультативная работа с родителями, опекунами, лицами их замещающими, родственниками воспитанников, педагогами и воспитателями, направленная на снятие факторов, побуждающих или провоцируют суицид.

♦  Повышение или развитие позитивной самооценки ценности личности, ее социального статуса в группе, тренинги личностного роста.

♦  Профилактика нарушений психического здоровья.

♦  Обучение конструктивных поведенческих реакций в проблемных ситуациях.

♦  Обучение техник управления эмоциями, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

♦  Систематический контроль и учет динамики изменений в личности и поведении учащихся. Этот компонент системы заключается в непрерывном массовом мониторинге признаков, тенденций, рисков суицидального поведения учащихся на всех этапах работы психолога, в том числе и на тех, которые осуществляются по другим разделам плановых мероприятий социально - психологической службы ОУ.

♦  При необходимости - переадресация суицидального дела специалистам медицинского профиля. На всех этапах работы могут быть определены признаки психических заболеваний, вызывающих суицидальное поведение. Поэтому психолог должен быть готов проконсультироваться с психиатром и передать ему дело.

Педагогическим работникам специалисты рекомендуют в случае возникновения признаков суицидального поведения у учащихся осуществлять следующие виды помощи:

- спрашивайте

- не спорьте

- воспринимайте суицидента как личность

- налаживайте заботливые отношения

- оценивайте степень риска самоубийства

- не оставляйте человека одного ...

- внушайте надежду, оценивайте степень риска самоубийства

- подбирайте ключи к разгадке суицида

- обращайтесь за помощью к специалистам.

Эти меры станут эффективными, если воспитанники доверяют психологу, социальному педагогу, руководителю ОУ, зам.директора по УВР, воспитателям ..

Первым шагом в предотвращении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения.

Взрослым следует преодолеть ситуацию, когда необходимость беседы с ребенком о его суицидальном риске обостряет их собственные психологические конфликты или проявляет какие-то их проблемы. Следует и в этой ситуации отдавать предпочтение желанию поговорить с подростком и одновременно - победить страх перед этой беседой, чтобы обязательно состоялось общение и обсуждение проблемы.

Дети в состоянии суицидального кризиса становятся слишком чувствительными, особенно к тому, как и что говорят взрослые, ибо нельзя выливать на ребенка бессознательную или сознательную агрессию, иногда полезной становится невербальная коммуникация - жесты, прикосновения и т.д..

Если взрослые чувствуют, что ребенок вроде отклоняет их помощь, им следует помнить, что он одновременно и хочет, и не хочет ее, ибо для достижения положительного результата в диалоге необходимые мягкость и настойчивость, терпение и максимальное проявление сочувствия и любви и т.д.

В рамках совместного информационного проекта РИА «Новости» и Совета Федерации в марте 2011 года состоялась пресс-конференция, посвящённая проблемам профилактики детского и подросткового суицида, вопросам законодательного обеспечения психического и нравственного здоровья нации. Эксперты представили данные о причинах растущего количества самоубийств среди детей и подростков, речь также шла о роли и органов и общественности в снижении риска детского и подросткового суицида.

«Для предотвращения суицида в РФ необходимо гармоничное воспитание в семье, разработка государственной политики по внеучебному развитию детей и подростков, а также проведение в школах и средних специальных учебных заведениях обучающих программ по предупреждению депрессивного и суицидального поведения», – считает руководитель отдела экологии и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Борис Положий. Эксперты высказались за создание национальной программы профилактики суицида и реформирование системы суицидологической помощи.

Таким образом, и мы не смогли остаться в стороне от этой глобальной проблемы, как говорится: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!»

 

 

Словарь терминов

 

Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни. 

Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью. 

Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. 

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение. 

Суицидент = человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. 

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации. 

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1)       Амбрумова  А. Г.  Суицидальное поведение как объект комплексного изучения.- М., 1986.-С. 15.

2)       Амбрумова А.Г., Бородин С.В.. Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.

3)       Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М., 1980.

4)       Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998.

5)       Актуальные проблемы девиантного поведения: Сб.ст./ РАН; Ин-т социологии. - М.,1995.

6)       Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы//Образ мыслей и образ жизни. - М.,1996. - С.147 - 162.

7)       Бек А., Раш А. И др. Когнитивная терапия депрессий. – СПб.: Питер, 2003.

8)       Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория//Социс. - 1991. - № 4. - С. 72-78.

9)       Голант М.. Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе - помоги другому. – М.: Институт психотерапии, 2001.

10)  Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М., 1996.

11)  Конанчук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида. Психогигиена и психопрофилактика. – Л., 1983.

12)  Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения//Социально-политический журнал. - 1993. - № 4. - С. 32-41.

13)  Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.

14)  Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2000.

15)  Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. – М.: Смысл, 2000.

16)  Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина, 2000.

17)  Современная западная социология: Словарь. - М.,1990.

18)  Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии. Методическое рекомендаци. – М., 1987

 

 

19)   

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Программа психологического тренинга по профилактике суицидального поведения у старших подростков (15-16 лет)

День 1. Тренинг «Уверенность»

Этап I. Подготовительный

Цель: создание благоприятного социального психологического климата, формирование установки на активную творческую работу.

Упражнение «Необычное знакомство»

Инструкция «Стоя в круге, вам необходимо по очереди назвать выбранное себе имя и продемонстрировать какой-либо жест. Для того чтобы вы лучше запомнили друг друга (сблизились), упражнение проводится по принципу «снежного кома». То есть первый участник называет свое имя, показывает жест; второй - вспоминает имя, жест первого, затем называет свое имя и показывает свой жест; третий - первого, второго, свое имя и жест и т.д. по числу участников».

Упражнение «самопрезентация»

Инструкция «Представьтесь перед участниками группы. Для этого необходимо составить «резюме», а именно написать:

  1. Имя, возраст;
  2. Любимое занятие (хобби);

3. Черту характера, которая нравится в себе и черту характера, которая не нравится в людях.

Зачитайте свои «резюме». Вам разрешается задавать друг другу вопросы».

Этап II. Основной

Цель: ознакомление с теоретическим материалом, формирование установки на самоанализ и обязательный успех, ознакомление с приемами релаксации.

Теоретическая информация о субличностях.

Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса.

Многие психологи, создавая свои теории, учитывают эти разные стороны личности. Недостаток этих систем состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности, где есть «-» и «+».

С системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Если личность - это человек, то субличность - это одна из частиц, из которых складывается человеческая личность. Субличность строится на основе каждого желания личности. Число субличностей в каждом человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик и т.д.

У каждого человека есть набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Надо уметь эти субличности идентифицировать.

Упражнение «Круг субличностей»

Инструкция «1) Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Пример списка:

   быть здоровым;

   закончить учебу;

   достигнуть успеха в чем-то;

   быть любимым и т.д.

Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы все это иметь? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.

Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда почувствуете, что записали все желания), посмотрите на список и выберите пять- шесть главных желаний. Выделите свои самые главные желания, но не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что подумают люди?»

На листе бумаги нарисуйте круг d=20см. Внутри него круг d=3-5 см (в центре большого). Получилось кольцо, центральная часть которого - ваше «Я». А в самом кольце разместите те 5-6 желаний, которые являются для вас главными.

Дайте каждому желанию, субличности индивидуальное имя. Они могут быть такими: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитный, Ученик и т.д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл».

Игры, в которые играют внутренние голоса, становятся деструктивными в том случае, если они не распознаются. Одна из целей - понять сущность собственного «Я», усилить его.

Упражнение «Негативная субличность»

Субличности - это реальные потребности, в удовлетворении которых каждый из нас нуждается,  но очень часто реализации планов мешают субличности с негативными голосами.

Инструкция «Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет выявить то, что вам мешает, когда вы решаетесь на какое-либо дело. Этот внутренний голос может выступать в роли:

   «критика» (а зачем ты поступаешь так?);

   «прокурора» (нужно было сделать так);

   «упрекающего» (опять у тебя ничего не вышло);

   «авантюриста» (а что если нарушить…?);

   «саботажника» (у меня все равно не получится);

   «жертвы» (это нужно только мне, никто меня не понимает…)

Итак, сосредоточьтесь на какой-нибудь важной ситуации, которую вы бы хотели осуществить, например наладить отношения с родителями. Представьте, что ваш план осуществлен.

Теперь подумайте и ответьте, что может помешать вашему предприятию. Вообразите эту картину. Дайте имя этой негативной субличности. Заключите с ней договор. Для этого напишите несколько требований».

Вывод: признание себя хозяином своих субличностей, в том числе негативных, - ключ к личностному росту и успеху. Однако принятие своих субличностей еще не означает, что вы позволите им завладеть своим «Я».

Релаксационное упражнение «Полное дыхание»

Инструкция «Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких, спокойных выдохов.

Теперь спокойно, без особых усилий, сделайте новый вдох.

Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом, полом. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул (пол) приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя».

Релаксационное упражнение «Поплавок в океане»

Инструкция «Это упражнение используется, когда вы чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что потеряете контроль над собой.

Вообразите, что вы - маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя... подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане».

Релаксационное упражнение «Маяк»

Инструкция «Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова - высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащим ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берег. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет».

Этап III. Заключительный

Цель: закрепление положительной установки, ориентация на использование полученных знаний, навыков и умений в повседневной жизни.

Мнения участников о тренинге (ощущения, чувства, ожидания, навыки, знания, активность, доверие).

День 2. Игра «В чем смысл жизни?»

Цель: актуализировать процесс социального самоопределения; обсудить экзистенциальные вопросы смысла и ценностей жизни, предназначения человека.

Организация игры

Игра проводиться с группой из 20-25 человек. Время проведения - 45-60 минут. Местом проведения может быть обычная классная комната.

Оборудование: бумага; маркеры; стимульный материал: таблички с названием ценностей, высказывания, афоризмы о смысле жизни.

Ход игры

I. Вступление. Ведущим произноситься вступительное слово о предназначении человека, о смысле жизни, о человеческих ценностей, об актуальности этих проблем для подростков.

II. Приглашение к игре.

  1. Аргументация выбора формы игры. Роль игры в жизни человека.
  2. Формирование команд (3-5 человек). Предлагаются жетоны разного цвета по выбору или другие известные другие способы деления команды.

Объяснение правил игры

   «Вы являетесь представителями разных планет. Понимание смысла жизни на ваших планетах разное. Вы собрались на межпланетный симпозиум, чтобы обсудить этот важный вопрос. Сейчас вам будут предложены различные понятия, отражающие ценность и смысл жизни на вашей планете». (Участникам предлагаются таблички с понятиями: «семья», «любовь», «профессия», «творчество», «удовольствие», «дружба», «служение обществу», «жизнь», «смерть» и др., а также с высказываниями великих людей о смысле жизни, ее ценностях.)

   В течение 5-10 минут каждая команда обсуждает название своей планеты, образ жизни ее жителей. Аргументировать свое выступление можно, опираясь на цитаты, высказывания. Важно рассказать, какие люди живут на планете, каким законам, что для них является самым главным.

   Участники команд представляют свою планету. Другие команды могут задавать им вопросы, уточнять, критиковать. Возможна дискуссия.

   Подведение итогов игры. Собираются жетоны за наиболее понравившееся выступление, или предлагается вопрос: «На какую планету вам бы больше всего хотелось бы полететь?»

III. Заключение. Заключительное слово ведущего о необходимости поиска смысла жизни, об осознанности и ответственности за свою жизнь.

День 3. Профилактика конфликтных ситуаций

Цель: научиться снимать эмоциональное напряжение, научиться использовать навыки конструктивного общения для минимизации возможности возникновения конфликтной ситуации.

Упражнение 1 «Выпустить пар»

Инструкция «Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Обращайтесь к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчики несерьезны». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «выпустить пар». Если кому-то из вас совершенно не на что будет жаловаться, то просто скажите: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно выпускать пар».

Когда круг «выпускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

Анализ

   Что говорили?

   Какие чувства вызвали обращения в ваш адрес?

   Что удивило?

   Готовы ли вы изменить в себе то, что мешает другим?

Упражнение 2 «Подарок»

Инструкция «Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание».

Примеры пожеланий:

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
  3. В споре умей выслушать собеседника до конца.
  4. Уважай чувства других людей.
  5. Любую проблему можно решить.
  6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
  7. Не сердись, улыбнись.
  8. Посмотри на других: В тебе и окружающих так много общего.
  9. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.
  10. Всегда внимательно выслушивай своего собеседника.

День 4. Тренинг «Повышение самооценки»

Цель: повысить у участников уверенность в себе, развить коммуникативные навыки.

Упражнение 1

Инструкция «Представьте себе, что вы гуляете по улице и у вас много свободного времени. К вам подходит не очень опрятно одетый парень и довольно развязно спрашивает, где тут в вашем городе можно прилично поесть и какие есть достопримечательности а заодно предлагает быть его гидом. Ваши действия».

Высказаться должны все.

Упражнение 2

Вспомнить, когда в последний раз на улице:

а) вы пытались завязать знакомство,

б) с вами пытались познакомиться: что из этого получилось?

Если сложно вспомнить что-то свое, можно поделиться теми вариантами знакомств, которые вы наблюдали (как понравившиеся так и не понравившиеся).

Обсуждаются: обоснование различных схем поведения, расширение представлений каждого о возможных вариантах поведения. Сравнение ощущений: Когда вы проявляете инициативу и когда отвечаете на инициативу другого.

Упражнение 3

Каждый берет понравившуюся ему схему поведения, обязательно новую для себя, и идет знакомиться с кем-то в группе, разыгрывая случайную встречу на улице. Первый человек выходит добровольно, затем идет знакомиться тот, кого выбрали для знакомства, и т.д. Люди не должны повторяться, заканчивается упражнение, когда последний участник идет знакомиться с первым.

Упражнение 4

Предположим, что родители перестали давать вам деньги на карманные расходы или вам их не хватает. Найдите поприще (направление деятельности), где ваш дар (умения, способности) мог бы пригодиться и помочь вам заработать. Расскажите об этом.

Обсуждение

- Много ли вариантов деятельности пришло в голову?

- Почему выбрали этот, что чувствуете?

- Совпадает ли это направление деятельности с тем, как вы пытаетесь заработать сейчас?

- Если нет, то хотелось бы попробовать, если да, то кем еще могли бы стать? [58]

День 5. Тренинг «Антистресс»

-  Стресс: что это такое?

Цель: формирование представлений о стрессе, актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях, формирование навыков саморегуляции.

Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Инструкция «В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции».

Утверждение

Часто

Редко

Никогда

1. Я чувствую себя счастливым

0

1

2

2. Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

3. Меня охватывает чувство безнадежности

2

1

0

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю

0

1

2

5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту

0

1

2

6. Я склонен к грусти

2

1

0

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим

2

1

0

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте

2

1

0

9. Я легко расстраиваюсь

2

1

0

Ключ к тесту

-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.

-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.

и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

После ознакомления с результатами ведущий говорит о том, что сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять.

 Стресс и эмоции: распознание и принятие негативных эмоций.

Цель: развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций. Формирование навыка распознания и принятия этих эмоций; обучение навыкам конструктивного выражения эмоции злости.

Упражнение «Я - высказывания»

Ведущий говорит о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспокойство, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод. Обсудить с участниками, зачем природа наделила человека этой способностью (это сигналы об опасности, угрожающей жизни).

Далее участники делятся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния. Первая обсуждает злость; вторая - страх; третья - грусть; четвертая - апатию. По ходу обсуждения группы записывают свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.

Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы записываются на ватман. Примерные варианты выводов:

   злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

   страх сигнализирует об опасности;

   грусть побуждает нас задуматься;

   апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Далее участникам предлагается обсудить, что они делают, когда испытывают негативные эмоции. Необходимо поговорить о том, стоит ли подавлять негативные эмоции, можно ли осуждать других за испытываемые негативные эмоции. Важно показать, что негативные эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их проявлении. Участники обсуждают приемлемые способы проявления негативных эмоций. При необходимости ведущий может привести примеры из книг или кинофильмов.

Для лучшего усвоения полученного опыта следует предложить конструктивные способы выражения злости, например, познакомить участников с техникой «Я - высказывания».

Ведущий предлагает участникам сравнить два высказывания: «Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести сейчас мне очень нужна». Ведущий показывает, что «Я - высказывание» позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта. Важно подчеркнуть, что это высказывание должно относиться именно к поступку, а не к оценке личности человека. Такие высказывания как «Я на тебя злюсь, потому что ты всегда…» или «Я на тебя злюсь, потому что ты такой-то…» могут обидеть человека.

Для тренировки выполняются следующие упражнения. Ведущий передает мяч участникам по очереди, предлагая типичные ситуации. Участники должны отреагировать, используя «Я - высказывания»:

«Твой друг опоздал на встречу с тобой…»

«Сосед по парте положил свои вещи так, что они тебе смешают…»

«Тебе надо доделать уроки, а твой младший брат тебя отвлекает…»

Домашнее задание

Попробовать использовать «Я - высказывания» в ситуациях, когда они будут испытывать негативные эмоции.

Упражнение «Место покоя»

Участникам предлагается сесть удобней, закрыть глаза.

Инструкция «Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно… Представьте его себе во всех деталях… Посмотрите вокруг, что вы видите… Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки… Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте… Это ваше место покоя… а теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться ».

После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли.

Далее ведущий говорит о том, что это место называется «местом покоя». Участникам предлагается написать свое место покоя или что-то, что напоминало им это место. После того как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать. Ведущий говорит о том, что это упражнение позволяет регулировать свое состояние - успокоиться и восстановить силы.

Домашнее задание

Выполнять упражнение «Место покоя», для регулирования своего состояния.

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: