- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – кандидаты в замещающие родители), формирование у них родительской компетенции.
Задачи программы:
1. Подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
2. Помощь кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка.
3. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей усыновителей, опекунов (попечителей), приемных семей (далее – замещающие семьи).
Построение учебного содержания курса подготовки кандидатов в замещающие родители осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Содержание Программы структурировано в виде четырех блоков. В каждом блоке выделаются разделы.
«Ориентировочный блок. Введение в информационное поле»:
Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители».
Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей».
«Основной блок. Психологические аспекты приёма ребёнка в семью»:
Раздел 3 «Этапы развития ребенка».
Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка».
Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)».
Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи».
Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка».
Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка».
Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка».
Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка».
«Блок нормативно-правового регулирования»:
Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан».
Раздел 12 «Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям».
Блок «Подведение итогов».
- Учебно-тематический план
Разделы |
Количество часов |
|
|||
Всего |
в том числе |
Форма контроля |
|||
Лекции |
Тренинги |
Индивидуальное консультирование |
|||
I.Ориентировочный блок. Введение в информационное поле. |
10 |
3 |
5 |
2 |
|
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители |
5,5 |
1,5 |
2 |
2 |
Структурированное интервью |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей. |
4,5 |
1,5 |
3 |
0 |
Тест неоконченных предложений для замещающих родителей (модификация Николаевой Е.И.) |
II. Основной блок. Психологические аспекты приема ребенка в семью. |
42 |
9,5 |
32,5 |
0 |
|
Этапы развития ребенка. |
3 |
2 |
1 |
0 |
Анкета «Ребенок в развитии» |
Особенности развитии и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. |
5 |
2 |
3 |
0 |
|
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. |
7 |
1,5 |
5,5 |
0 |
|
Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи. |
5 |
1 |
4 |
0 |
Тест «Адаптация ребенка в замещающей семье» |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка. |
4 |
0 |
4 |
0 |
Вопросник для описания системы наказания и поощрения (Николаева Е.И.) |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинению вреда здоровью ребенка. |
3 |
1 |
2 |
0 |
Тест по аспектам медицинского ухода за приемным ребенком |
Особенности полового воспитания приемного ребенка. |
4 |
1 |
3 |
0 |
|
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
11 |
1 |
10 |
0 |
|
III. Блок нормативно-правового регулирования. |
5,5 |
3,5 |
2 |
0 |
|
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. |
3 |
3 |
0 |
0 |
Тест по правовым основам воспитания приемного ребенка |
Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
|
2,5 |
0,5 |
2 |
0 |
|
IV. Подведение итогов. |
2,5 |
0 |
1,5 |
1 |
|
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители. |
2,5 |
0 |
1,5 |
|
Анкетирование |
Итоговая аттестация. |
|
|
|
1 |
Собеседование |
Всего: |
60 |
16 |
41 |
3 |
|
Общая трудоемкость программы составляет 60 академических часов, из них 70% академических часов - практические занятия (тренинги), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Программа осваивается по очной форме обучения, допускается освоение программы по очно-заочной форме обучения, в том числе с использованием дистанционных методов подготовки, в соответствии с Порядком подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным Министерством образования и науки Мурманской области.
- Содержание программы
Блок 1 «Ориентировочный блок. Введение в информационное поле»
(10 часов)
Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители» (5,5 часов)
Включает в себя:
проведение с каждым из кандидатов в замещающие родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в замещающие родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей» (4,5 часа)
Включает в себя:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Блок 2. «Основной блок. Психологические аспекты приёма ребёнка в семью» (42 часа)
Раздел 3 «Этапы развития ребенка» (3 часа)
Включает в себя:
общую характеристику основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» (5 часов)
Включает в себя:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» (7 часов)
Включает в себя:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятий негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.
Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи» (5 часов)
Включает в себя:
особенности ожидания замещающих семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье.
Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»(4 часа)
Включает в себя:
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» (3 часа)
Включает в себя:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка» (4 часа)
Включает в себя:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» (11 часов)
Включает в себя:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в замещающие родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Блок 3. «Блок нормативно-правового регулирования»
(5,5 часов)
Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» (3 часа)
Включает в себя:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами в замещающие родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок представления опекунами (попечителями), замещающими родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12 «Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» (2,5 часа)
Включает в себя:
родительские и профессиональные функции замещающей семьи;
взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи;
взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Блок 4. Подведение итогов
(2,5 часов)
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители (2,5 часа)
Включает в себя:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители;
проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов в замещающие родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в замещающие родители по их желанию).
- Требования к уровню подготовки кандидатов
в замещающие родители
4.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, об организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающей семьи;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю.
4.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:
права и обязанности замещающих родителей;
особенности и закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
влияние прошлого опыта ребенка (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка, оставшегося без попечения родителя;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
влияние собственного опыта замещающих родителей на отношение к «трудному» поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознавать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Программа подготовки поможет кандидатам в замещающие родители закрепить мотивацию устройства в свою семью ребенка или уверенность в обратном.