22-03-2015

Программа постинтернатного сопровождения выпускников

22-03-2015

 

Пояснительная записка

 

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Реализация данного выбора затруднена прежде всего отсутствием у этих детей близких людей, заинтересованных в их судьбе.

Выпускник детского дома находится чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным». Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускнику детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность, опыт для подражания. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи:

1) перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;

2) выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений. Это иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения и пр.

Возникает вопрос: каковы факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников детских домов?

1. Это неопределенность их социального статуса. Дети-сироты лишены семьи, а после ухода из детского дома они лишаются и «принадлежности» к своему учреждению.

2. Здоровье воспитанников. Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и психического развития. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии этих детей нередко осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении.

3. Особенности психического развития. По мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему.

4. Формирование личности. Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, то есть отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки – воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

К примеру, на вопрос «чего ты больше всего боишься в жизни?» чаще всего встречаются такие ответы: «боюсь остаться без жилья», «боюсь стать никому не нужным», «боюсь, что у меня не сложится жизнь и попаду в тюрьму», «боюсь одиночества» и т. п.

5. Усвоение норм и ценностей. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.
 Дети, воспитывающиеся в детском доме и обучающиеся в общеобразовательной школе, как правило, учатся на «3» и «4», а 18% не успевают по многим предметам. Интерес к учению проявляют лишь 45% воспитанников. По мнению самих воспитанников, их учебе мешают лень, недостаток знаний за прошлые годы, а нередко и просто нежелание учиться. По данным проведенных нами опросов, по окончании базовой школы (9-летка) продолжить обучение в школе, профессиональном училище или колледже желают до 90% воспитанников. В то же время свыше 9% респондентов не задумываются об этом. Большинство выпускников детских домов (60%) не считают уровень образования решающим фактором в жизни.

  1. Уверенность в будущем. Доказано, что устремленность в будущее оказывает позитивное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Как показывают исследования, с уверенностью и оптимизмом в будущее смотрят лишь 13,6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Примерно столько же испытывают страх перед будущим или пессимизм. Многие дети – воспитанники детских домов (73%) сомневаются в том, что их жизнь сложится благополучно.

Проблема социализации воспитанников детских домов актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей в детских домах работает против выпускников при выходе из детского дома. Выпускники детских домов, оставшись один на один с жизненными проблемами, оказываются неспособными самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Жизнь детей-сирот в условиях государственного учреждения, лишенных родительского внимания и любви, приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в  слабой адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни, психологических трудностях в создании полноценной счастливой семьи. Необходима специально организованная помощь - подготовка к самостоятельной жизни, осуществляемая внутри учреждения, и последующее попечение воспитанников, покидающих стены детского дома,  в начале их самостоятельной жизни.

 

Общая цель программы -  развитие системы постинтернатной адаптации после выпуска из детского дома.

Конкретной целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной независимой  самостоятельной жизни.

 

Задачи:

 

-подготовка выпускников детских домов к самостоятельной жизни в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защиты своих прав, ответственности за неисполнение возложенных на граждан обязанностей;

-формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;

-овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;

-вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, потребностью в создании семьи, готовностью к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

 

Основными направлениями программы являются:

-развитие  новых  моделей  действий,  а  также  форм  и методов  работы последующего попечения выпускников;

-повышение  роли  близких людей,  других  граждан, общественных  организаций  в  области  поддержки выпускников детских домов в начальный период самостоятельной жизни.

 

Формы и методы работы:

-проведение обучающих семинаров для специалистов и волонтеров;

-разработка и апробация Индивидуальных планов сопровождения выпускников;

-организация социальных гостиных при детских домах;

-организация ремонта жилья для выпускников;

-трудоустройство выпускников;

-содействие в восстановлении связей с кровными родственниками;

-организация школы молодых мам;

-  реализация программ:

-   по социализации и жизнеустройству воспитанников;

-  по постинтернатной адаптации выпускников.

üежегодные встречи с успешными выпускниками (обмен опытом);

üпомощь в оформлении документов (паспортов медицинских полисов, ИНН и т.д.), регистрации браков, социально-правовая защита выпускников. 

 

Ожидаемый результат программы:

В ходе реализации программы необходимо разработать систему постинтернатного сопровождения выпускников и апробировать её на базе детского дома. Провести семинары для специалистов и педагогов по планированию сопровождения выпускников,  устройству выпускников в профессиональные учебные заведения, организации взаимодействия специалистов, участвующих в сопровождении выпускника.

Разработать и реализовать программы  для выпускников детского дома:

-   по социализации и жизнеустройству воспитанников («Навстречу взрослой жизни»);

-   по постинтернатной адаптации выпускников («Наше будущее»).

Результатом работы  программы является организация последующего попечения поле выпуска из детского дома. Внедрить технологии составления и реализации индивидуального плана выпускника. Специалистами социально-психологической службы детского дома № 2 г. Шахты разработать индивидуальную программу сопровождения выпускника, журнал постинтернатного сопровождения. Вести мониторинг социализации жизнеустройства выпускников.

На базе детского дома совместно со специалистами открыть «Школу молодых мам» для выпускниц детских домов, что явилось основой хороших отношений в молодой семье.

На базе детского дома принимать выпускников во время каникул, в выходные и праздничные дни и оказывать социальную и психологическую поддержку молодым людям в начале самостоятельной жизни.

Благодаря таким формам поддержки, наши выпускники получат шанс стать полноправными членами общества и достойными гражданами.

 

ЧАСТЬ I.

 

Понимая всю сложность положения своих выпускников, администрация и пед. коллектив детского дома старается оказать им помощь и психологическую поддержку к выходу в самостоятельную жизнь. Одной из форм такой поддержки является снабжение воспитанников памятками для будущей жизни (перечень необходимых документов, уход за жильем, планирование бюджета и т.п.).

В настоящее время в учреждении разработаны и реализуются различные программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение полоролевым поведением и т.д. Такие программы социальной адаптации выпускников детских домов включают довольно разнообразное содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, умение пользоваться разными инфраструктурами, навыкам экономического поведения и т.п. Особым видом работы является подготовка выпускников к созданию собственной семьи и семейной жизни. Однако подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот не всегда понимается педагогами интернатных учреждений как подготовка к индивидуальной жизни, не направлена на преодоление противоречия между коллективной формой жизни в условиях учреждения и индивидуальным ее характером за его пределами.

На наш взгляд, под уровнем готовности к самостоятельной жизни и деятельности выпускников детских домов необходимо понимать следующую их совокупность:

– социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);

– трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);

– морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка);

– физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).
 Каковы основные направления формирования готовности выпускников детских домов к самостоятельной жизни и деятельности? Как нам представляется, их два:

1)  развитие индивидуальности и становление идентичности, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания;

 

2) овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка, представляющие собой формирование навыков постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, осуществление профессиональных проб, оказание помощи в профессиональном самоопределении; формирование устойчивых интересов к труду, представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия и развитие работоспособности.

Средством формирования у воспитанников детского дома способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно.

К числу условий подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни следует отнести:

– создание развивающей среды и адаптивной системы образования;

– коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает в том числе социальную адаптацию;

– развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;

– предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома;

– пролонгированный характер сопровождения после выпуска.
 С педагогической точки зрения важно иметь показатели успешности реализации названных выше условий. Такими показателями, на наш взгляд, могут являться:

– сформированность у воспитанников детского дома способности к самостоятельному принятию решений;

– овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения;

– развитость чувства ответственности за свои действия.

Данные показатели могут быть достигнуты лишь при осуществлении ряда условий.

1. Комплексная диагностика и реабилитация детей, которая включает в себя индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности.

2. Создание в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность.

3. Создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей.

4. Развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения.

5. Взаимодействие детского дома с учреждениями дополнительного образования.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что усилия педагогов и воспитателей детского дома должны быть направлены на:

– расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для воспитанников детского дома социальными образцами;

– учет и предоставление воспитанникам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий;

– повышение самооценки как за счет ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;

– включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;

– сочетание индивидуальных и групповых занятий;

– моделирование реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;

– учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа;

– моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии.

Действующие и разрабатываемые проекты совершенствования работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, могут включать в себя и другие направления деятельности:

– развитие новых моделей учреждений для детей-сирот;

– создание в учреждении среды, близкой к семейной обстановке, предусматривающей не только внешние перемены (квартиры, разновозрастные группы), но и изменения во взаимоотношениях детей и взрослых, качественное разнообразие контактов в социальном окружении;

– внедрение методов и форм, обеспечивающих индивидуализацию процесса воспитания;

– внедрение здоровьесберегающих технологий в жизнедеятельность учреждений;

– расширение социального опыта воспитанников за счет разработки и внедрения инновационных технологий жизненного самоопределения личности в изменяющемся мире;

– предоставление ребенку-сироте личностно значимого образования;

– укрепление экономической самостоятельности учреждений;

– создание среды трудовой подготовки как основы жизненного самоопределения;

– разработка учреждением совместно с органами опеки и попечительства программ вхождения в самостоятельную жизнь и восстановления связей с семьей;

– внедрение новых форм управления в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– формирование новых подходов к содержанию и оценке педагогического труда в учреждениях для детей-сирот;

– установление и поддержание связей с научными учреждениями и коллективами в целях изменения форм и методов научно-методической работы.

 

ЧАСТЬ II.

 

Судьбы выпускников детских домов и школ-интернатов во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода из детского дома. Можно упрекать детские дома в недостаточной подготовке своих воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, можно и нужно искать пути совершенствования системы воспитания детей в условиях детского дома, но нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома его воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем.

В этой связи возникает необходимость в наличии эффективной системы сопровождения выпускников детских домов на этапе их социальной адаптации. Этот этап нельзя жестко нормировать, ибо у разных молодых людей продолжительность периода социальной адаптации различна, но в любом случае он измеряется годами.

  Проблема социализации воспитанников детских домов актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей в детских домах работает против выпускников при выходе из детского дома. Выпускники детских домов, оставшись один на один с жизненными проблемами, оказываются неспособными самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Жизнь детей-сирот в условиях государственного учреждения, лишенных родительского внимания и любви, приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в  слабой адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни, психологических трудностях в создании полноценной счастливой семьи. Необходима специально организованная помощь - подготовка к самостоятельной жизни, осуществляемая внутри учреждения, и последующее попечение воспитанников, покидающих стены детского дома,  в начале их самостоятельной жизни. 

В 2011 г. в детском доме создан Совет постинтернатного сопровождения выпускников. На основе изучения потребностей детей-сирот из числа выпускников детских домов, опыта социальных служб учреждений государственной поддержки детства, было выявлено, что в процессе сопровождения важно развивать социально-значимую, активную позицию непосредственно самого выпускника, поддержку его близкими людьми, а также профессиональные навыки специалистов, занимающихся социализацией и постинтернатной адаптацией выпускников. 

В состав Совета сопровождения выпускников входят следующие специалисты: заместитель директора по УВР, педагоги - воспитатели, психолог, социальный педагог, успешно обучающиеся выпускники – студенты ВУЗов. Специалистами Совета была разработана программа по организации сопровождения выпускников детского дома № 2 г. Шахты на основании Программы Министерства образования РО мониторинга социализации и жизнеустройства воспитанников детских домов.  Разработано Положение по сопровождению выпускников.

Администрацией детского дома и сотрудниками  Совета отслеживать жизнеустройство выпускников и в случае необходимости ходатайствовать о предоставлении льготного социального жилья, предоставлении общежитий, определении в армию, поступлении в Высшие, средние и начальные учебные заведения РФ.

Выпускники детского дома в первую очередь поступают в учебное заведение: высшего, среднего и начального профессионального обучения. Проходят преддипломную практику на предприятиях г. Шахты, на базе детского дома.          

Сотрудниками Совета сопровождения выпускников создан  банк данных по выпускникам.

Ежегодно проводится мониторинг успешности адаптации выпускников. Собирается информация о личностном и профессиональном самоопределении выпускников, их правовой защищенности и численности.  
Работа сотрудников Совета идет по двум  направлениям:

а) теоретическое (обучающее) -  творческая группа занимается выявлением актуальных проблем, поиском новых форм работы с сиротами, способствующих успешному обучению в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального звена.

б) практическое – мониторинг адаптации и социальное становления выпускников, организация праздничных вечеров, дней рождений, индивидуальных встреч.

Сотрудники и администрация взаимодействуют  с общественными организациями города и Благотворительным фондом И.И. Саввиди в вопросах помощи и поддержки адаптации выпускников.

Через Попечительский совет детского дома г. Шахты  оказывается материальная поддержка молодых мам, организация  свадеб и регистрация новорожденных детей (4 чел. из выпускников). По мере возможности оказывается репетиторская помощь выпускникам,  не прошедшим в Высшие учебные заведения,  с целью подготовки к последующему поступлению.

Наиболее значимым результатом работы явилась разработка технологий составления и реализация индивидуального плана сопровождения выпускника детского дома, позволяющего проводить личностно – ориентированную педагогическую помощь и поддержку воспитанников по выходу из детского дома.

 

ЧАСТЬ III.

 

Система постинтернатного сопровождения выпускников

1 этап

подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах детского дома (не менее чем за 2 года до выпуска)

 

 Задачи первого этапа:

  создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а так же правовых знаний,

  формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы.

 

 2 этап

сопровождение выпускника в постинтернатный период

 

 Задачи второго  этапа:

  установление с выпускниками эмоционально – смысловых связей, направленное на повышение уровня самостоятельности,

  формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста,

  анализ жизнедеятельности и разработка предложений по социально – психологической коррекции  опыта выпускников.

 

  1 этап  - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах детского дома.  Работа начинается  не менее чем за 2 года до выпуска и включает в себя:

Психолого – педагогическое сопровождение:

  создание развивающей среды, формирование позитивного опыта эмоциональных воздействий через расширение воспитательного пространства,

  составление и реализация индивидуальной программы сопровождения.

Социально – правовое сопровождение:

  формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной  ситуации,

  трудовая адаптация,

  подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Составление маршрута постинтернатной адаптации:

  проведение психолого – педагогической и медико – социальной экспертизы,

  разработка «социальной карты».

  сбор информации об учебных заведениях, местах работы,

  оптимальный выбор учебного заведения или места работы,

  составление плана взаимодействия детского дома и учебного заведения, определение «зон ответственности»,

  составление плана организации взаимодействия  детского дома и выпускника,

  создание «информационного поля» постинтернатной адаптации для выпускника. 

Основополагающей задачей подготовки воспитанников к самостоятельной жизни является обучение всему тому, что им потребуется после выхода из детского дома, чтобы вступление  в «большую жизнь не превратилось в тяжкое испытание из – за неприспособленности к самостоятельной жизни». Поэтому педагогический коллектив  детского дома стремится воплотить в практику мысль К. Д. Ушинского: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портиться голова, сердце и нравственность».

Главным средством подготовки воспитанников к самостоятельной жизни  является разнообразная по содержанию, формам, способам организации деятельность, как в самом учреждении, так и вне его. Основу этой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя  и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, быстро адаптироваться в новых условиях, осваивать различные социальные роли. Важными  условиями психолого – педагогического сопровождения в этот период являются:

  • создание развивающей среды, формирование позитивного опыта  эмоциональных   взаимодействий, через расширение воспитательного пространства, которое достигается за счет закрепления за каждым воспитанником  индивидуального  попечителя, шефствующего  сотрудника, ответственного  воспитателя (приложение 1 «Схема взаимодействия воспитанника и значимых взрослых»).  Они включаются в воспитательный процесс путем планирования совместной программы сопровождения, где определена роль каждого.  Приглашение социума  в детский дом  на день рождения ребенка, праздники,  различные мероприятия (семейные часы, спортивные конкурсы), а так же  выход ребенка в семьи этих взрослых способствует созданию надежного тыла, формированию у детей правильной ориентации в жизненных ситуациях и обогащению эмоционального мира;  
  • коррекционно – развивающая работа с детьми, которая включает развитие личности ребенка с максимальным использованием  его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей, коррекцию интеллектуальных и когнитивно – эмоциональных процессов, формирование навыков общения, адекватной самооценки, развитие индивидуальности и становление идентичности (реализация индивидуальной программы сопровождения. (приложение 2 «Индивидуальная программа сопровождения»); 

 

Социально – правовое сопровождение 1 этапа включает в себя:

  • работу по программе детского дома «Оказание педагогической помощи воспитаннику в адаптации к условиям социальной среды через расширение воспитательного пространства» (приложение 3 «Блок 4 «Человек и общество»»), которая предусматривает деятельность по формированию социальной адаптации, психологической устойчивости к непредвиденным ситуациям, правовой грамотности; 
  • трудовую адаптацию, предполагающую  включение воспитанника в активную трудовую деятельность, формирование общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве путем  использования недельной циклограммы;  
  • подготовку к будущей профессиональной деятельности (вырабатывается индивидуальная жизненная стратегия, предоставляются  возможности и условия для самопознания,  формируются представления о будущей профессии, оказывается помощь в профессиональном самоопределении) и  адекватное понимание своих профессиональных возможностей.

 

   Миссия социального педагога заключается в передаче максимума правовых знаний, необходимых в возникающих ситуациях, отработке правильных стратегий поведения, экономного расхода денежных средств и правильного планирования расходов.

Для реализации этих задач совместно с центром занятости организуются  рабочие места, с воспитанниками планируются  покупки, которые затем приобретаются самими  воспитанниками.

Деятельность воспитанников, сформированность у них житейских умений и навыков, которым предстоит выход из стен Дома, отслеживаются ежемесячно (приложение 5  «Таблица контроля сформированности житейских умений и навыков») социальным педагогом и шефствующим воспитателем,  при необходимости другими службами Дома, попечителем. 

Психолого – медико-педагогический консилиумом  детского дома проводится анализ динамики  развития (каждые 3 месяца),   выявляются проблемы, которые решаются коллегиально, во взаимосвязи с разными структурами (приложение   5  «Схема решения типичных проблем»).

 

Пути отслеживания динамики развития воспитанника   (оценка эффективности работы) происходит по следующей схеме:

  • беседы с учителями, попечителями, шефствующим сотрудником;
  • измерение параметров теоретических знаний воспитанников (анкетирование, тестирование);
  • измерение параметров практических умений и навыков  культуры общения, поведения,  экономики и бережливости, правовых,  бытовых навыков (экзамен по труду, наблюдение: сознательное выполнение норм поведения, внешний вид, отношение к порученному делу, отношение к обучению и т.д.).

Ежегодно, в апрелепсихолого – медико – педагогическим консилиумом  детского дома составляется  маршрут постинтернатной адаптации, который проводит:

  • психолого – педагогическую  и медико – социальную экспертизу, на предмет готовности воспинанника к выпуску. Он же разрабатывает рекомендации по постинтернатной адаптации для каждого выпускника (приложение 6 «Психолого – педагогическая и медико – социальная экспертиза»);
  • разработка «социальной карты», которая содержит информацию о личностном развитии выпускника,  заключение психолого – педагогической и медико – социальной экспертизы, а так же данные значимых людей, которые будут осуществлять его поддержку; 
  • сбор информации об учебных заведениях, местах работы, согласно заключения экспертизы, с учетом потребностей и возможностей выпускника. Информацию собирает социальная служба детского дома совместно  со службой занятости;
  • оптимальный выбор учебного заведения или места работы;
  • создание «информационного поля» постинтернатной адаптации для выпускника (готовится рекомендательная папка всех служб учреждения (инструктора по труду подбирают советы по приготовлению пищи, обустройству жилища, социальный педагог – необходимую правовую документацию, психолог –советы по общению с другими людьми, приемы саморегуляции)).

Заключительное мероприятие данного этапа -  проведение традиционных    проводов  выпуска  из детского дома,  с вручением символа упорства в достижении намеченных целей – калача, с наставлением в трудную минуту надкусить его. Бывая в общежитиях детей, на самом видном месте видишь эту семейную реликвию, чувствуешь, как бережно хранится этот калач и каждый рассказывает о своем отношении к нему, что очень трогательно. Выпускники пишут отзывы о детском доме и сочинения «Каким я буду через 5 лет». Здесь же имена выпускников вносятся в «Древо жизни детского дома», предназначение которого – сохранение памяти о выпускниках всех лет, где отслеживается весь их жизненный путь.

На втором этапе-  сопровождение выпускника в постинтернатный период, выделяется следующий алгоритм работы:

Адаптационный период:

  передача «социальной карты» в учебное заведение (куратору) или специалисту органа опеки и попечительства,

  составление плана взаимодействия детского дома и учебного заведения,

  установление постоянного эмоционального контакта с шефствующим педагогом,

  оказание помощи в организации совместной деятельности куратора учебного заведения и выпускника, направленной на постепенное повышение уровня самостоятельности,

  анализ трудностей адаптационного периода, коррекция плана взаимодействия (при необходимости выездное ПМПК).

Взаимодействие детского дома и учебного заведения, согласно структуры:

  реализация плана взаимодействия,

  отслеживание сформированности  жизненных компетенций (мониторинг).

Взаимодействие детского дома и выпускника, вступившего во взрослую жизнь:

  психолого – педагогическая помощь, 

  социально – правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях,

  мониторинг. 

 

 Технология реализации 1 этапа.

 

 После определения выпускников в учебные заведения ведется журнал постинтернатного сопровождения, который ведется до 23 летнего возраста, куда отмечаются основные изменения его жизнедеятельности (приложение № 7 «Журнал постинтернатного сопровождения»).

Адаптационный период длится примерно 6-8 месяцев и является решающим в  самоопределении  выпускника. От того,  как его примут  и помогут в этот период в учебном заведении, будет зависеть  дальнейшая судьба. Важным моментом для успешной адаптации является установление постоянного эмоционального контакта шефствующего педагога и выпускника.  Взаимодействие происходит в форме переписки и телефонной связи с ребенком (каждую неделю), соц. педагогом, воспитателями, психологом, медицинскими работниками дома. общежития (еженедельно), несколько раз в год посещается учебное заведение, общежитие или квартира, где проживает выпускник. Все эти мероприятия проводятся в рамках плана взаимодействия. Детей всегда тепло встречают в Доме, организуя встречи с детьми детского дома, с сотрудниками.   С выпускниками, приезжающими в детский дом,  проводятся «круглые столы», дискуссии на волнующие воспитанников вопросы.

По сравнению с прошлым годом отмечается улучшение по следующим жизненным вопросам:

  • сформированность представлений о смысле жизни,
  • стремление к благополучию, созданию семьи,
  • самостоятельность,
  • комфортность жилья,
  • интерес к будущей профессии,
  • правильная самооценка,
  • умение общаться и брать на себя ответственность.

Проблемными остаются:

  • не соблюдение дистанции в общении,
  • склонность к вредным привычкам.

В зависимости от уровня социальной адаптированности работа по сопровождению приобретает индивидуальный характер. То есть, выпускники, проявляющие активную жизненную позицию, переводятся на самоконтроль, и общение с ними заключается в ознакомлении с их успехами и достижениями, жизненными планами. Они же вошли в состав Совета выпускников детского дома, призванного оказывать действенную помощь в формировании чувства гордости за свой детский дом и оказании практической помощи выпускникам в тяжелых жизненных ситуациях.

  В детском доме разработана структура  взаимодействия на уровне служб Дома с выпускниками, вступившими во взрослую жизнь.

На этом этапе организуется систематический контроль жизнедеятельности. С детьми ведется переписка, поддерживается телефонная связь. При необходимости оказывается помощь в трудоустройстве, решении бытовых проблем. Детский дом участвует в планировании и проведении свадеб воспитанников, внося в торжество каждый раз новую изюминку, поздравляет с рождением ребенка и дарит подарки. При необходимости дает рекомендации по общению в семье, развитию, воспитанию и поддержанию здоровья детей.

 

Критерии  оценки эффективности системы.

 

Критерии успеха выпускников:

  • развитие чувства психологической защищенности и комфорта,
  • осознанное  принятие и выполнение общественных норм поведения, общения,
  • позитивные изменения в развитии личности (включение в  социально –полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно – значимыми видами деятельности),
  • самостоятельное принятие решения и ответственность за него,
  • активность, целеустремленность, работоспособность,
  • саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах,
  • профессиональное самоопределение,
  • умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях,
  • благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы,
  • психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.

 

 Критерии успеха социального педагога:

 

  • оптимизация деятельности
  • увеличение количества выпускников успешно адаптировавшихся в обществе
  • оценка деятельности воспитанниками, выпускниками, социумом, органами управления образования.

 

 Детский дом успешно реализует преемственные связи с учреждениями области:

  • ЮРГУЭС г. Шахты;
  • ПЛЭС и колледж  ЮРГУЭС г. Шахты;
  • ГОУ НПО № 39 г. Шахты;
  • ГОУ ПЛ № 37 г. Шахты;
  • ГОУ НПО ПУ № 36 г. Шахты;
  • ГОУ НПО ПУ № 74 г. Шахты;
  • Сельскохозяйственный лицей № 89 г. Шахты;
  • Железнодорожный техникум г. Ростов-на-Дону;
  • Колледж связи и информатики г. Ростов-на-Дону;
  • ПУ № 58 г. Новошахтинск;
  • ПУ № 68 п. Шолоховка;
  • Казачье училище № 90 г. Белая Калитва;
  • Автотранспортный колледж г. Новочеркасск;
  • ГОУ ПЛ № 10 г. Ростов-на-Дону;
  • ГОУ НПО ПУ № 12 г. Росто-на-Дону;
  • ГОУ НПО ПУ № 49 г. Донецк;
  • Пухляковский сельскохозяйственный техникум.

 

Приложение № 2

Примерная индивидуальная программа адаптации выпускника

интернатного учреждения и замещающей семьи.

 

Форма индивидуальной программы сопровождения выпускника

        

Общие сведения о выпускнике интернатного учреждения, замещающей семьи

Ф.И.О. ________________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________

Место жительства, телефон  ______________________________________

Форма устройства, статус ________________________________________

Место учебы (работы)  ___________________________________________

 

Подробная анкета выпускника

  1. Образование _________________________________________________
  2. Семейное положение __________________________________________
  3. Наличие и количество детей ____________________________________
  4. Где и когда воспитывались _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Место проживания на данный момент __________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Телефон, по которому можно связаться с выпускником  _____________________________________________________________
  7. Жилищные условия:        отдельная квартира с удобствами

отдельная квартира без удобств

отдельная комната в общежитии

съемная квартира

съемная комната

ветхое жилье

собственный дом

другое   ___________________________________

  1. Чем занимается в данный момент: учеба

                                                                     работа

                                                                     учеба и работа одновременно

                                                                     незанятость

                                                                     учет в центре занятости населения

  1. Название учебного заведения, профессия, которую осваивает __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Место работы, должность __________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Средства содержания: заработная плата по месту постоянной работы

случайный заработок

родственников, замещающих родителей

стипендия

пособие по безработице

берет деньги в долг

перепродажа жилья, имущества

попрошайничество

другое ___________________________________

  1. Нужда, потребности в настоящее время:  одежда

                                                                                пища

                                                                                медицинское обслуживание

                                                                                жилье

                                                                                другое ___________________

  1. Чем любит заниматься в свободное время:

гулять по улицам

заниматься спортом

спать

ходить в компьютерный клуб (играть в компьютерные игры)

проводить время в компании друзей

другое ______________________________________________________

  1. С кем охотнее всего общается:               с родственниками

                                                                           с членами замещающей семьи

                                                                           с друзьями

                                                                           ни с кем

                                                                           другое ______________________

  1. Курение:             да                        нет
  2. Алкоголь:           нет

                                      по праздникам

                                      редко

                                      часто

                                      ежедневно

                                      раньше употреблял, сейчас нет

                                      учет нарколога

  1. Наркотики:        да                        нет

         Если «да», то какие                                 

         _____________________________________________________

  1. Токсикомания: да

                                      нет

                                      не часто

                                      раньше токсикоманил, сейчас нет

  1. Правонарушения:       отбывал наказание в местах лишения свободы

                                               был условно осужден

                                               выплата административного штрафа

                                               другое _____________________________________

  1. Социально-поддерживающая сеть:

родственники

замещающая семья

супруг (супруга)

друзья

коллеги

специалисты базового интернатного учреждения

другие _____________________________________

  1. Трудности на данный момент:

_______________________________________________________________

 

Год, число, месяц заполнения

 

Маршрут сопровождения выпускника интернатного учреждения, замещающей семьи

 

Специалисты

Предлагаемые мероприятия

Ожидаемые результаты

Вопросы на контроле

 

Психолог

 

 

 

 

 

2.

Юрист

 

 

 

Социальный педагог

 

 

 

 

 Приложение №3

 

БЛОК  4   «Человек и общество»

(реализуется за 2 года до выпуска из детского дома)

Задачи:

  1. Создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а так же правовых знаний.

 

  1. Формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы.

 

  1. Подготовка детей к решению социально-экономических задач.

 

1 ГОД

РАЗДЕЛЫ:

  1. Я гражданин (октябрь-ноябрь)
  2. Мои обязанности (декабрь-февраль)
  3. Яизакон (март-май)

 

РАЗДЕЛ

Содержание

Формы организации и методы работы с детьми

Привлечение социума

Я гражданин

Знать понятие документы, их назначение. Отношение владельца к документам. Уметь заполнять документы на получение паспорта

Знание своей родословной Изменение позиции  по отношению к причинам собственного пребывания в детском доме. 

Беседы, переписка, звонки родственникам,

практические занятия.

Паспортная служба,

Мои обязанности

Знать обязанности и ответственность. Быть честным, не нарушать свои обещания. Понимать необходимость помощи взрослым Уплата налогов. Служба в армии. Защита природы.

Сохранение своего здоровья.

Беседы, викторины, переписка с воспитанниками, служащими  в армии, экскурсии, практические занятия.

Военкомат, милиция, больница.

Я и закон

Знать отдельные статьи Конституции. Знать и выполнять нормы жизни в обществе. Законодательная власть, судебная власть, прокуратура.

Беседы, рисунки, мини-сочинения, ведение «дневника выпускника», составление памяток для выпускников, проигрывание ситуаций.

Суд, прокуратура, милиция.

 

 

«Человек и общество»

2 ГОД

РАЗДЕЛЫ:

  1. Я и право (сентябрь-ноябрь)
  2. О правонарушениях, преступлениях и наказаниях (декабрь-март)
  3. Я в непредвиденных ситуациях (апрель-май)

 

РАЗДЕЛ

Содержание

Формы организации и методы работы с детьми

Привлечение социума

Я и право

Знать права и обязанности гражданина. Право на труд, требования при устройстве на работу. Трудовой договор. Трудовая дисциплина. Трудовая книжка. Дополнительные гарантии права на труд. Безработица. Постановка на учет в органах службы занятости. Прожиточный минимум. Право на образование. Право на охрану здоровья.

 Знать и выполнять Устав детского дома.

Беседы, практические занятия, обсуждение ситуаций, экскурсии, ведение «Дневника выпускника».

Прокуратура Центр занятости, 

О правонарушениях, преступлениях и наказаниях

Знать понятие ответственность несовершеннолетних (административная и уголовная).  Иметь понятие о «потенциальных нарушителях» (курение, алкоголизм, наркомания).знание и соблюдение моральных норм.

Преступление против собственности (корыстные, некорыстные, вымогательства), против личности (честь и достоинство, половая неприкосновенность, здоровья и жизни). Групповые преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний, формы задержания.

Экскурсии, беседы, обсуждение ситуаций, мини-сочинения.

РОВД.

Суд.

Я в непредвиденных ситуациях.

Психологическая (эмоциональная) устойчивость к непредвиденным ситуациям: сокращение, арест, лишение жилья. Уметь находить выход из сложных ситуаций: потеря, кража, нападение. Самооборона и ее пределы. Поведение в условиях вымогательства.

Беседы, практические занятия, тренинг (совместно с психологом).

РОВД.

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ К БЛОКУ «Человек и общество»

«Я - выпускник»

Ежегодно.

 

РАЗДЕЛЫ:

  1. Твои права и льготы (в течение года)
  2. Профориентация (в течение года)
  3. Поведение в сложных, непредвиденных ситуациях (в течение года)

 

Разделы

Содержание

Форма организации и методы работы с детьми

Привлечение социума

Твои права и льготы

Знать свои права на жилье после выпуска из детского дома (если проживаешь в общежитие). Требования, предъявляемые к жилью. Общежитие (правила проживания). Документы, необходимые для получения жилья (ордер на жилье, его назначение). Раздел жилья с родственниками (юридическая и правовая норма). Льготы.

Перечень документов, которые должны выдать выпускнику, перечень одежды, обуви, мягкого инвентаря выдаваемых детям-сиротам при трудоустройстве.

Знать как происходит регистрация и расторжение брака; алименты на детей; права и обязанности родителей по отношению к детям; лишение родительских прав.

Знать как заполнять некоторые правовые документы (жалобы, заявления и т.д.).

Права при поступлении в учебные заведения. Льготы, предоставляемые на период обучения.

Льготы при трудоустройстве. Материальная поддержка при выпуске и трудоустройстве. Структура бюджета. Анализ определенного прожиточного минимума. Рациональное использование средств и пути их увеличения.

Беседы, заполнение «Дневника выпускника», изучение кодекса, встречи с разными интересными людьми.

Социальная защита, суд, ЗАГС.

Профориентация

Соотнесение своих склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности.

Иметь представление о многообразии мира труда, требованиях к профессии, профпригодности. Характеристика профессий. Какие существуют профессии и специальности, где трудятся соответствующие специалисты и в каких учебных заведениях можно пробрести нужную профессию, на случай, если не сможет трудоустроиться.

Диагностика, анкетирование.

Психолог

Поведение в сложных, непредвиденных ситуациях

Психологическая (эмоциональная) устойчивость к непредвиденным ситуациям: сокращение на работе, арест, лишение жилья. Уметь находить выход из сложившихся ситуаций: потеря, кража, нападение, конфликт, ссора и т.д. Поведение в условиях вымогательства. Самооборона и ее пределы.

 

Милиция, комитет по труду, прокуратура, психолог.

 

 Приложение № 4

 

Таблица контроля сформированности житейских умений и навыков выпускников

 

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________

Возраст _______________Класс______________________________

 

 

Житейские умения и навыки

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

  1. Культура самообслуживания и организация быта:

-     одевается чисто, аккуратно

-     следит за своей одеждой, обувью

-     умеет постирать свои вещи

-     может выполнить мелкий ремонт и утюжку вещей

-     следит за прической, ногтями, чистотой тела

-     умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать уют

-     умеет готовить, сервировать стол

 

  1. Культура учебного труда:

-     умение организовать работу (планировать)

-     умение пользоваться дополнительной литературой

-     настойчивость, усидчивость

-     трудолюбие

-     организация помощи в самоподготовке другим детям

-     умение довести дело до конца

-     аккуратность.

 

  1. Культура общения:

-     вежлив со сверстниками

-     не употребляет кличек

-     не сквернословит

-     может наладить контакт, вести беседу

-     уважителен со старшими

-     отношение к малышам (может наладить игру, опекает, следит за их внешним видом).

- умеет просить помощьи оказывать ее

 

 

 

 

  1. Культура поведения

-     за столом

-     в общественных местах

-     в транспорте

-     в гостях

 

 

  1. Бережное отношение

-     к учебным принадлежностям

-     к вещам

-     к продуктам

-     к мебели

-     умеет распределять и расходовать денежные средства

 

  1. Психологические показатели

-     самооценка

-     социальная адаптированность

-     сформированность эмоциональных привязанностей

-     проявление самостоятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навыки и умения оцениваются по пятибалльной системе.

 

 Приложение № 5

Схема решения типичных проблем

 

Проблема

Методы и приемы решения проблемы

Привлечение специалистов и социума

Общение (грубость, агрессивность, неуважение окружающих, замкнутость и др.)

Разумная организация деятельности в течение дня, создание условий для проявления самостоятельности, разбор ситуаций, воспитание нравственных качеств, помощь в выполнении поручений, демонстрация положительных качеств ребенка для него  самого  и окружающих.

Психолог, индивидуальный попечитель, классный руководитель.

 

Отсутствие желания учиться

Создание ситуации успеха в школе (использование его интересов), обоснование связи обучения в школе с приобретением профессии, экскурсии в учебные заведения.

Директор детского дома, учителя, интересные люди.

Эмоциональная готовность к выпуску

Формирование эмоциональных привязанностей, обучение приемам просьбы о помощи, обсуждение с воспитанниками жизни, учебы выпускников, оказанной им помощи.

Директор детского дома,

психолог, выпускники, индивидуальные попечители, шефствующие сотрудники.

Не сформированность навыков самообслуживания и организация быта

Отработка практических навыков, через  включение их  в недельную циклограмму.

Все службы детского дома,

Иждивенчество

Воспитание нравственных качеств личности, создание семейных традиций, моделирование ситуаций, экономические игры (планирование и расходование денежных средств, бюджет, выплата коммунальных платежей), обсуждение опыта выпускников прошлых лет.

Бухгалтерия детского дома, коммунальное хозяйство, банк, выпускники прошлых лет, индивидуальный попечитель, шефствующий сотрудник (когда воспитанник бывает у него в гостях)

Отсутствие самостоятельности

Создание искусственных трудностей, ситуации выбора, совместное планирование и обсуждение действий. 

Индивидуальный попечитель, шефствующий сотрудник.

Неопределенность с выбором профессии

Диагностика склонностей и способностей,  систематическая, начиная с дошкольного возраста,  плановая работа по профориентации, занятия направленные на активизацию интереса к профессиям, экскурсии в учебные заведения, учреждения, предприятия.

Служба занятости, психолог.

Неумение готовить

Организация практических занятий, конкурсов.

Инструктора по труду, индивидуальный попечитель (когда воспитанник бывает у него в гостях).

 

Приложение № 6

 

Психолого-педагогическая и медико-социальная экспертиза.

 

Фамилия, имя, отчество выпускника__________________________________________

Год рождения __________________________________

 

  1. Состояние здоровья: ____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Необходимое лечение:______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к здоровью:___________________________________________

Выводы и рекомендации: __________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________

  1. Педагогический статус: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации: _________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Профессионально-трудовой статус: ______________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации: ___________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Социальный статус: ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации: ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Психологический статус: ________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации: __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Варианты обучения:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответственный воспитатель: ___________________________________________

Социальный педагог:___________________________________________________

 

Составители:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: _____________________________

 

Приложение № 7

 

Примерная форма журнала постинтернатного сопровождения

 

№ п/п

Ф.И.О. выпускника

Дата рождения

Период обучения в интернатном учреждении

В какое училище определен

Информация о метонахождении (вносится вся доступная информация о передвижении выпускника)

Связь с учреждением (контактные лица)

Связь с учреждением (контактные лица)

Связь с выпускником (контакты, поступившие телеграммы, письма, также прибытие в учреждение и пр.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В целях создания системы постинтернатного сопровождения выпускников, повышения эффективности процесса их социальной адаптации необходимо:

-  создавать нормативно-правовую базу для постинтернатного сопровождения выпускников;

-  совершенствовать работу образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создавать в учреждениях условия пребывания детей, максимально приближенные к семейным; внедрять программы подготовки к самостоятельному проживанию, программы личностного и профессионального самоопределения, правового просвещения воспитанников и др.;

-   создавать в регионе службы и специализированные учреждения, реализующие различные модели постинтернатного сопровождения;

-  создавать межведомственные региональные структуры, координирующие работу по управлению системой постинтернатного сопровождения;

-  создавать научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение системы постинтернатного сопровождения выпускников;

-   разрабатывать и утверждать стандарты качества услуг по сопровождению выпускников;

-  использовать опыт работы других регионов по поддержке выпускников;

-  вести в сотрудничестве со средствами массовой информации просветительскую работу, направленную на демонстрацию положительного опыта социальной адаптации выпускников;

-  рассмотреть возможность разработки научно-методического комплекса, направленного на повышение квалификации и переподготовку специалистов, осуществляющих деятельность по постинтернатному сопровождению выпускников.

  Создание системы постинтернатной адаптации выпускников является крайне важной и неотложной задачей государства и общества. Поэтапное создание системы уже на ранних стадиях организации позволит:

1. Сохранить у подростов потенциал к социальной адаптации, накопленный за период пребывания в интернатном учреждении и замещающей семье. Благодаря линии преемственности реа­билитационной работы в постинтернатный период, подросток не потеряет, а усилит свой потенциал достойного гражданина.

2. Обеспечить реальную отдачу от финансовых затрат государства на содержание воспитанников в интернатных учреждениях и замещающих семьях.

3. Обеспечить профилактику правонарушений и стабилизацию социального климата.

4. Повысить социальный статус интернатных учреждений и замещающих семей в глазах общественности.

 

 

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: