ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЕЙ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВУ ВОСПИТАННИКОВ ГКОУ РО ДЕТСКОГО ДОМА №2 г. ШАХТЫ
Только семья обеспечивает самые приемлемые условия для развития и формирования личности ребенка, и только в семье происходит наиболее адекватная передача всего культурно-исторического опыта, накопленного человечеством, подрастающему ребенку.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.
Поэтому приоритетной на сегодняшний день становится семейная форма устройства детей, оставшихся без родительской опеки. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребенка органически вписано в ее жизнедеятельность.
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей.
Семейное устройство обеспечивает ребенку реализацию права жить и воспитываться в семье, позволяет предотвратить депривацию и социальную дезадаптацию детей, возникающую при длительном пребывании в детском доме, обеспечивает им возможность сформировать привязанность и социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращая тем самым вторичное сиротство.
В основу программы сопровождения принимающих семей в рамках направления работы по жизнеустройству воспитанников ГКОУ РОдетского дома №2 легли методические рекомендации для специалистов по опеке и попечительству, уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, разработанные специалистами ГОУ РО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» [10].
Данная программа позволяет спланировать работу по подготовке воспитанников детского дома №2 г. Шахты к жизни в принимающую семью и может быть использована как в работе с детьми, имеющими конкретные перспективы быть принятыми в семью, так и с остальными воспитанниками учреждения. Во втором случае программа в большей степени ориентирована на формирование позитивных представлений о семейной жизни, готовности к созданию семьи в будущем.
Программа сопровождения принимающей семьи рассчитана
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Повышение родительской компетентности принимающих родителей.
- Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью.
- Социально - психологическое сопровождение принимающих семей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Помощь кандидатам в оценке сильных и слабых сторон своей воспитательной позиции;
- Прогнозирование возможных способов конструктивного взаимодействия с приемным ребенком, вследствие некомпетентного родительского поведения;
- Формирование ответственности за успешность адаптации приемного ребенка в собственной семье;
- Контроль приоритетности интересов приемного ребенка на всех этапах семейного жизнеустройства;
- Развитие эффективных способов коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;
- Психолого-педагогическая помощь приемному ребенку в переживании адаптационных кризисов в приемной семье;
- Содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений;
- Психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение принимающих родителей;
- Профилактика отказов от детей, принятых на воспитание в семьи.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для семьи
Оптимизация детско-родительских отношений;
Повышение уровня семейной культуры.
Для родителей
Формирование навыков конструктивного поведения;
Осознание родительской роли и обязанностей;
Совершенствование родительской эффективности;
Безусловное принятие ребенка.
Для ребенка
Готовность к позитивным контактам со взрослыми;
Овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
Формирование позитивного образа семьи;
Получение опыта принятия и поддержки;
Решение актуальных проблем развития.
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Медицинский блок сопровождения
Осуществляется медицинским персоналом детского дома.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка.
Особенности физического и нервно-психического развития детей, оставшихся без попечения родителей.
Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
Особенности полового воспитания ребенка.
Профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни ребенка.
Социально-педагогическое сопровождение
Осуществляется администрацией детского дома, социальным педагогом, педагогами – воспитателями, а также педагогами дополнительного образования.
Организация различных уровней взаимодействия;
Организация встреч ребенка с принимающими родителями;
Обсуждение особенностей ребенка, находящегося в социальном учреждении с принимающими родителями: депривация, привязанность, идентичность, прошлый опыт ребенка, ближайшее окружение;
Социально-правовое консультирование по вопросам юридического статуса ребенка, а также история его жизни, наличие или отсутствие у него родственников и возможности контактов с ними;
Социальный патронаж принимающей семьи.
Психолого – педагогическое сопровождение
Осуществляется педагогом – психологом детского дома.
Диагностика социальной ситуации развития, а именно отношений ребенка с близкими, родителями, учителями, с выяснением причин сложившейся социально-психологической атмосферы;
Диагностика уровня социального развития ребенка;
Выявление моделей семейного взаимодействия, стиля детско-родительских отношений в принимающей семье;
Просвещение принимающей семьи: социально-психологические особенности семьи на разных этапах развития, задачи, стоящие перед семьей в кризисные периоды, возрастно-психологические особенности развития личности, возможность получения дополнительной помощи других специалистов;
Консультирование по проблемам адаптационного процесса для ребенка и принимающей семьи.
Индивидуальные занятия с педагогом – психологом о роли семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.
Дистанционное психолого-педагогическое сопровождение принимающей семьи и ребенка после жизнеустройства воспитанника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
С ПРИНИМАЮЩИМИ РОДИТЕЛЯМИ, ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ
Медицинский блок сопровождения |
||||
№ |
Цель работы |
Тема |
Примерное содержание |
Результативность работы |
1 |
Формирование родительской ответственности за жизнь и здоровье приемных детей |
Медицинский аспект ухода за ребенком в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья |
Особенности физического и нервно-психического развития детей, оставшихся без попечения родителей. Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания. Особенности полового воспитания ребенка. Профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни ребенка.
|
Помощь в осознании личной ответственности за жизнь и здоровье приемных детей |
2 |
Повысить уровень знаний об организации ЗОЖ детей в семье |
Организация здорового образа жизни ребенка в семье |
Медицинский аспект определения здоровья. Активный образ жизни как следствие психо-физического развития детей. Рациональный режим дня. |
Расширение круга представлений у принимающих родителей о медицинском аспекте определения здоровья |
Социально-педагогический блок сопровождения |
||||
3 |
Просвещение по правовым и юридическим вопросам |
Консультирование по вопросу социального патронажа принимающей семьи |
Права и обязанности замещающей семьи. Способы дальнейшего взаимодействия и возможного контроля со стороны социальной службы детского дома |
Формирование представлений у принимающих родителей о правах и обязанностях замещающей семьи, о способах дальнейшего взаимодействия и возможного контроля со стороны социальной службы детского дома |
4 |
Повышение социально-правовой компетентности принимающих родителей |
Права, обязанности и социально-правовая ответственность приемных родителей |
Отчет опекуна о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом. Договор о дальнейшем сотрудничестве социально-психологической службы детского дома и принимающими родителями
|
Расширение круга представлений о правах несовершеннолетнего подопечного, об обязанностях принимающих родителей. Составление Договора |
5 |
Формирование адекватного представления о личностных характеристиках,особенностях поведения и социального окружения приемного ребенка |
Беседа принимающих родителей с куратором или педагогом- воспитателем о воспитаннике и его социальном окружении |
Куратор или педагог-воспитатель делится опытом в познании слабых и сильных стороны характера ребенка, его адаптационных возможностях, особенностях общения со взрослыми и сверстниками, способах взаимодействия с ним. |
Помощь в формировании представлений у принимающих родителей о педагогической позиции по отношению к несовершеннолетнему подопечному. |
Психолого-педагогический блок сопровождения |
||||
6 |
Помощь в оценке сильных и слабых сторон своей воспитательной позиции. Выбор эффективных воспитательных приемов
|
Психологическая диагностика семьи |
Выявление моделей семейного взаимодействия, стиля детско-родительских отношений в принимающей семье
|
Определение уровня готовности приемных родителей к обеспечению потребностей развития несовершеннолетнего подопечного. |
7 |
Развитие эффективных способов коммуникации принимающих родителей с приемными детьми
|
Тренинг коммуникативной компетентности |
Принимающие родители и приемный ребенок совместно участвуют в играх на развитие конфликтоустойчивости, упражнениях на эмоциональное принятие друг друга и проч. Тренинг содействует в создании позитивного психологического климата в семье, формировании доверительных отношений и повышению адаптационных возможностей ребенка |
Повышение коммуникативной компетентности у приемных родителей и формирование доверительных отношений с приемными детьми. |
8 |
Профилактика дезадаптации к новой жизненной ситуации |
Интерактивная игра «Я и моя новая семья» |
Индивидуальное занятие в формате интерактивных технологий с приемным ребенком |
Профилактика деструктивных паттернов взаимодействия в принимающей семье. |
9 |
Формирование адекватного представления о проблемных зонах развития ребенка, возможных путях коррекции и личностного развития |
Консультирование принимающих родителей по результатам исследования актуального эмоционально – личностного развития приемного ребенка. Психолого-педагогические рекомендации |
По запросу администрации детского дома психологом проводится предварительная диагностика изучения актуального эмоционального и личностного развития приемного ребенка с целью выявления проблемных зон развития, а также выявления адаптационных ресурсов и проблем эмоциональной депривации. Составляются рекомендации для принимающих родителей и проводится беседа с ними. |
Расширение представлений о психолого-педагогическом развитии несовершеннолетнего подопечного, о его ресурсах и адаптационных возможностях. Составление дальнейшего плана взаимодействия с психологом детского дома (индивидуальные встречи, встречи в он-лайн режиме) |
СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ, ПЕРЕДАННЫХ В СЕМЬИ ГРАЖДАН, ПАТРОНАТ ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЕЙ
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ
ГКОУ РО ДЕТСКОГО ДОМА №2 г. ШАХТЫ
Сопровождение опекунских/приемных и др. замещающих семей осуществляется специалистами Службы сопровождения на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье, так как сложности, связанные с адаптацией ребенка и родителей, возрастными кризисами ребенка, а также с последствиями негативного жизненного опыта ребенка в предшествующие годы могут возникать на разных этапах развития ребенка в период адаптации к новой семье. Именно в этот момент приемные родители и опекуны начинают нуждаться в психолого – педагогической и профессиональной поддержке.
Главными условиями сохранения целостности любой семьи является - удовлетворенность отношениями и обеспечение базовых потребностей в безопасности, любви и принятии для ее членов. Для обеспечения этих условий в опекунской, приемной и др. замещающих семьях необходимо:
- Предъявление ясных и реалистичность требований к опекаемому ребенку со стороны замещающего родителя и других взрослых членов семьи (наличие прозрачных и выполнимых семейных правил и норм);
- Соблюдение опекаемым ребенком семейных правил и норм;
- Удовлетворенность замещающего родителя школьной успеваемостью опекаемого ребенка;
- Возможность для опекаемого ребенка чувствовать себя на территории, где живет семья и в отношениях внутри семьи в безопасности;
- Проявление замещающим родителем и другими членами замещающей семьи уважения к личности опекаемого ребенка, так же, как и ему по отношению к родителям;
- Наличие возможности для опекаемого ребенка получить психологическую поддержку в семье или в ближайшем окружении (наличие теплых доверительных отношений с другим человеком);
- Способность членов семьи конструктивно решать возникающие конфликты, в том числе и с привлечением внешних ресурсов.
Категории замещающих семей, получающих услуги по сопровождению:
- Замещающие семьи, проживающие на закрепленных за службой территории г. Шахты Ростовской области);
- Индивидуальные консультации по телефону и при личных встречах;
- Реализация проекта (по стандарту услуги) – для семей, нуждающихся в комплексе услуг специалистов или находящихся в кризисе;
- Родительский клуб;
- Праздничные мероприятия.
2. Замещающие семьи, в которые переданы воспитанники нашего учреждения
- Индивидуальные консультации по телефону и при личных встречах;
- Запросы в ООиП по месту проживания семьи;
- Выезды в семьи (в экстренных случаях).
3. Самостоятельно обратившиеся семьи:
-Индивидуальные консультации по телефону и при личных встречах;
-Привлечение к клубной деятельности, к участию в мероприятиях.
Работа с кровной семьей
Каждый человек связан невидимыми нитями со своими родственниками. Когда происходит разрыв – появляется «брешь», которая «зияет», болит очень-очень долго и последствия этого могут проявиться даже через много лет. Поэтому эту «брешь» надо залатать, починить, т.е. восстановить родственные связи. Лучше – теми же «нитями», тем же материалом. Тогда «заплатка» не так заметна и смотрится органично. Как показывает опыт, именно поэтому, в семьях кровных родственников адаптация детей идет наиболее безболезненно и быстро.
Цель работы с кровными родственниками:
- Поддержание родственных связей (осознание ребенком собственного «Я», своих корней – повышение уверенности в себе, в своих силах)
- Активизировать кровных родственников, привлечь их к вопросам воспитания детей, к разработке траектории их дальнейшего развития
- Устройство детей в семью кровных родственников с последующим ее сопровождением (при возможности и наличии необходимых условий и как результат работы по предыдущим 2-м направлениям)
Направления:
- Составление родственных карт детей;
- Индивидуальные встречи, беседы;
- Психологическая поддержка, консультирование;
- Сопровождение по вопросам восстановления в родительских правах;
- Организация встреч с детьми в учреждении;
- Гостевой режим
Порядок работы с кровными родственниками воспитанников.
1. Работа с личным делом воспитанника, выделение родственников, обозначенных в документах.
2. Беседа с ребенком, проведение анкеты-опроса «Что я знаю о своих родственниках».
3. Сопоставление информации, полученной из документов и личной беседы с ребенком.
4. Заполнение бланка данных о кровных родственниках воспитанника.
5. Выделение из всего списка кровных родственников тех, кто мог бы стать кандидатом на устройство в его семью (в том числе и гостевую) воспитанника.
6. Связаться с родственниками (по телефону, отправить письмо или передать информацию через посредников), с целью приглашения их на встречу.
7. Встреча с родственниками специалистов службы (в сложных случаях – организация встречи при директоре), обсуждение возможности устройства ребенка в их семью.
Если «да» - оформление ходатайства в органы опеки и попечительства.
Если «нет» - устройство в другую замещающую семью.В случае если семья родственников не хочет брать ребенка, но высказывается категорически против его устройства в какую-либо семью – отправление в органы опеки и попечительства для принятия решения: или они дают разрешение на устройство в замещающую семью, или дают письменный запрет на устройство.
8. Организация встречи-знакомства кровных родственников и кандидатов с целью обсуждения перспектив их дальнейшего взаимодействия.
9. Обеспечение специалистами Службы взаимосвязи с кровными родственниками в случае устройства ребенка в замещающую семью
Подготовка детей к семье и сопровождение после устройства в принимающую семью
Подготовка детей к семье – одно из важнейших направлений в работе. Практика показывает, что значительная часть возвратов детей из семей происходит именно по причине неподготовленности детей к проживанию в новых условиях.
Формы работы:
- Внутригрупповые мероприятия (проводят воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по УВР и др. специалисты, привлеченные к данной работе):
- Беседы с детьми на тему «Семья» (общегрупповые и индивидуальные, каждый воспитатель продумывает тематику с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей детей. Социально-психологической службой предложена предположительная тематика таких бесед (см. приложение 1);
- «Семейные чаепития» (в неформальной обстановке разбор каких-то волнующих детей вопросов, обмен жизненным опытом через возможное приглашение членов семьи воспитателя или через приглашение других лиц - директора, завуча, врача, вахтера и др., возможно, с членами их семей);
- Ролевые и интерактивные игры (разыгрывание различных семейных, жизненных ситуаций);
- Анкеты, опросники и пр.диагностические экспресс методики с целью выявления особенностей семейных отношений;
- Мероприятия, которые проводит служба
- Анкетирование детей;
- Круглые столы с детьми;
- Консультирование по интересующим детей вопросам;
- Различные конкурсы (конкурс эмблем службы, гимна, рассказов о семье и т.д.)
- Мероприятия в рамках всего детского дома (проводит служба совместно с музыкальным работником, педагогом – организатором, психологом)
- Праздники семьи;
- Спортивные эстафеты с участием замещающих семей и семей-кандидатов;
- Психологические тренинги по формированию положительного образа семьи.
Устройство ребенка в замещающую семью
Усыновление (удочерение)
Принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Особенности:
- Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
- Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
- Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
- Оформляется дольше, чем опека т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
- Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев.
- Органы опеки осуществляют ежегодный контроль над семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления.
- Предъявляются самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
- Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Опека
Принятие в семью ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребёнка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка.
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребенка. И часто она используется как промежуточная форма к усыновлению.
Особенности:
- Опека устанавливается решением главы местного самоуправления из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется проведение суда.
- На опекаемого ребёнка выплачивается средства на его содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
- По исполнении опекаемому 18 лет, ему выделяется жильё, или он становится на льготную очередь, если за ним нет закрепленного жилья.
- Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справка об отсутствии судимости.
- Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
- Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка (крайне редкий случай).
- Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
- Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Приёмная семья
Форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя» - воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей (братьев, сестер). Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.
На содержание ребенка регулярно выплачивается средства, согласно установленного в области норматива. Кроме того, приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
Особенности:
- Возможно, передать в семью детей, не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.
- Менее жёсткие по сравнению с усыновлением требования к кандидатам.
- На ребёнка выплачивается ежемесячная выплата на его содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
- По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
- Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
- Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание (договор об оказании возмездных услуг).
- Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.
- Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
Патронат
Форма воспитания ребёнка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделёна между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка и территориальными органами опеки.
На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
Особенности:
Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется замещающая семья, или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют или в детский дом.
- Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
- На ребёнка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жильё, если у него такового нет.
- Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
- Работа по планам, устанавливаемых учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
- Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах, и имеет в каждом регионе свои особенности.
Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня)
Форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять семейные роли, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу.
Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в дальнейшей самостоятельной жизни, т.к. обычно между ними возникает тесный контакт эмоциональной близости, заводиться переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.
Особенности:
- Как правило, более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.
- Возможно, взять ребенка (детей) изъятых из многодетных семей или осужденных родителей, старших подростков, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.
- Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет понять верное ли принято решение.
- При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть.
- Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка - директором детского учреждения. Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.
- Крайне не желательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники».
Работа по временной передаче детей в семьи граждан
Известно, что даже самое лучшее учреждение не может обеспечить ребенку-сироте полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Известно также, что выпускники сиротских учреждений сталкиваются с серьезными проблемами при создании собственной семьи, их дети зачастую тоже становятся сиротами.
Избежать этих проблем человек сможет, если он получит опыт жизни и воспитания в семье. Для этого и существует гостевой режим. Проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении.
Гостевая семья:
- способствует поддержанию кровно-родственных связей;
- важна в перспективе устройства в замещающие семьи на постоянное проживание.
Гостевой режим - форма помощи ребенку без оформления его на постоянное проживание в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья, понять роли членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.
Положение о порядке отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные и праздничные дни, в вечернее и ночное время, а также на период каникул
Порядок отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные, праздничные дни и на период каникул определен на основании Постановления правительства РФ от 19 мая 2009 года №432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».
Временная передача детей в семьи граждан осуществляется с согласия ребенка на основании личного заявления гражданина, к которому прилагаются следующие документы:
- Копия паспорта или иного документа удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
- Заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;
- Согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а так же несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме;
Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем один месяц.
При наличии исключительных обстоятельств, в том числе в период летних каникул, срок временной передачи ребенка в семью может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. С этой целью учреждение оформляет запрос в органы опеки и попечительства, в котором указывает обстоятельства, по которым необходимо продлить срок пребывания ребенка в семье. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца.
На период пребывания в семье на ребенка выдаются продукты согласно установленным нормам. При временной передаче ребенка (детей) в семью гражданину выдаются:
- Копия приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенная руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законном порядке, либо паспорт ребенка, достигшего 14 лет;
- Копия полиса обязательного медицинского образования ребенка (детей);
- Копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина;
Для осуществления контроля за условиями пребывания воспитанников в семье учреждение в течение суток информирует органы опеки и попечительства по месту проживания семьи о том, что на их территорию выехал воспитанник учреждения.
Для родственников и кандидатов в замещающие родители, желающих брать ребенка в гости в каникулярные, выходные и праздничные дни.
Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, предоставляют в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по форме, утверждающей Министерством образования и науки РФ, и следующие документы:
- Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
- Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
- Выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;
- Справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболевания (инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом), либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина/гражданки, желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выданное лечебно-профилактическим учреждением.
Гражданин, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью, представляет в детский дом, следующие документы:
- Заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью;
- Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
- Заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;
- Согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а так же несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.
Что необходимо сделать:
1. До принятия ребенка в гости:
- Прослушайте инструктаж, на котором оговаривается цель и содержание пребывания ребенка в гостевой семье.
- Узнайте информацию о состоянии здоровья ребенка.
- Обязательно возьмите копию страхового медицинского полиса, заверенного директором учреждения и копию приказа.
- Узнайте информацию о школьной успеваемости ребенка, а так же возьмите домашнее задание (если требуется).
- Ознакомитесь со списком вещей, которые берет ребенок с собой, проверьте, все ли соответствует согласно перечню. При необходимости внесите свои коррективы.
- 2. По возвращении ребенка из гостевой семьи:
-
- Передайте воспитателям вещи, которые ребенок брал с собой.
- Поделитесь впечатлениями пребывания ребенка в Вашей семье с воспитателями или специалистами Службы семейного устройства. Расскажите позитивные и негативные моменты – это позволит более качественно провести коррекционную работу с ребенком и подготовить его к следующей поездке в Вашу семью.
Если Вы берете родственника из детского дома в гости, обратите внимание на следующие аспекты:
- Расскажите ему историю Вашей семьи и семьи расширенной (в которую включен и ребенок), ее традиции, семейные легенды. Многие дети из детского дома не знают большинство своих родственников, забывают некоторые события из прошлой жизни, помогите ему их воссоздать. Ребенку очень важно осознавать, что у него есть «корни». Например, это можно сделать с помощью составления генеалогического древа. Для наглядности Вы можете показать фотографии, а также помочь составить ребенку альбом с фотографиями членов своей семьи.
- Расскажите ребенку о Ваших семейных ценностях, чем Вы занимаетесь в выходные дни, как отмечаете праздники, какую роль выполняет каждый член Вашей семьи. Например, кто моет посуду, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами и т.д. Спросите, какие обязанности со временем хотел бы взять на себя ребенок.
- Познакомьте ребенка с друзьями семьи, соседями, сверстниками во дворе. Это необходимо для того, чтобы у ребенка складывались новые социальные связи, расширялся круг друзей и знакомых.
4. Обратите внимание на то, как учится ребенок, мотивируйте его на учебу. Расскажите ему о профессиях Вашей семьи. Например, кем был прадед, кем сейчас работает дед, тетя, дядя и т.д. Возможно, этим Вы косвенно поможете ребенку самоопределится в выборе своей бедующей профессии.
5. Проведите беседу с ребенком о перспективах его дальнейшего пребывания в Вашей семье. Будет ли оформлен под опеку, или нет, то обязательно проговорите с ним причины, подчеркните, что с ним все равно будет постоянно поддерживаться связь, что он будет ходить к Вам в гости (обговорите периодичность посещения им Вашей семьи).
Советы из практики:
- Не балуйте ребенка! Все должно быть в меру. Задача гостевой семьи не только подарить ребенку ласку и тепло, получить позитивный опыт общения с родственниками, но и дать возможность приобрести новые навыки и умения.
- Ограничивайте игры ребенка на компьютере, поскольку это не всегда идет ему на пользу.
- Следите за окружением ребенка, с кем он общается, гуляет, чтобы не допустить его попадания в асоциальную компанию. Будьте внимательны в этих вопросах! И в случае каких-либо подозрений - сообщите о них специалистам службы или воспитателям группы, в которой воспитывается ребенок, чтобы совместно решить, какие меры необходимо предпринять.
- Постарайтесь придерживаться режима дня, по которому ребенок живет в детском доме, чтобы не сбить его биологические часы. Иначе ребенку придется постоянно перестраиваться, и рано или поздно это может закончиться срывом (в эмоциональном плане, в поведении или в учебной деятельности).
- Помните, что первое время информацию, рассказанную Вам ребенком, необходимо проверять, так как воспитанники детских домов склонны ко лжи.
- Подчеркните важность присутствия ребенка в Вашей семье, чтобы он ощущал, что он ее часть, что он нужен, чувствовал тепло домашнего очага.
ЛИТЕРАТУРА:
- Басюк B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. М., 2001.
- Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабили-тационной работы. 1995. № 1.
- Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 1996.
- Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М., 2002. Ст. 31-33, 36, 39-40.
- Голощапова О.А. Мишакова Д.Ф. Советы родителям Методические рекомендации для приемных родителей. Новосибирск 2011 г.
- Гончарова О. На защите детей – сирот стоит закон. Социальная педагогика в России с. 23 – 26 № 4 Современное образование 2011 г.
- Денисова Л.Д., Черемшина О.Н, Эмоциональные нарушения у детей, С-П. 2011г.
- Дзюма А. Этническая социализация детей раннего возраста. Социальная педагогика в России с. 49- 52 № 1 Современное образование 2011 г.
- Жижняков С. Педагогика семьи в Российской истории. Социальная педагогика в России с. 53- 64 № 5 Современное образование 2011 г.
- Методические рекомендации для специалистов по опеке и попечительству, уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. – Ростов – на – Дону, 2010г.
- Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М. «Академия», 1992г.
- Министерство социального развития Новосибирской области ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Работа с кандидатами в приемные родители до момента приема ребенка в семью. Рекомендации для специалистов служб сопровождения замещающих семей. Новосибирск 2011.
- Министерство социального развития Новосибирской области ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Рекомендации по проведению мониторинга воспитания детей в замещающих семьях. Оценка эффективности работы служб сопровождения замещающих семей. Новосибирск 2011.
- Орлов В.Б. Законодательная база замещающей семьи. Социальная педагогика в России с. 22-32 № 6 Современное образование 2011 г.
- Овсянникова А.С. Особенности референтных отношений подростков: что о них знают родители. Социальная педагогика в России с. 60- 67 № 6 Современное образование 2011 г.
- Овчарова Р. Основные составляющие понятия «родительство». Социальная педагогика в России с. 82 – 88 № 4 Современное образование 2011 г.
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон № 120-ФЗ, 24 июня 1999 г.
- Репринцева Г.И. Специфика развития детей первого года жизни. Социальная педагогика в России с. 33-46 № 6 Современное образование 2011 г.
- Савина Н. Дефекты социализации подростков ведут к криминогенности. Социальная педагогика в России с. 27- 32 № 5 Современное образование 2011 г.
- Семейный кодекс Российской Федерации. Ст. 11 — 13, 18, 20, 21.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985 г.
- Степанов П. Подростки. Социальная педагогика с. 75-82 № 4 Народное образование 2006 г.
- Тумусов Ф.С. Россия начинается с семьи. Социальная педагогика в России с. 3-11 № 6 Современное образование 2011 г.
- Шнейдер Л.Б., Рогач М. С. Родительство в вопросах и ответах. Социальная педагогика в России с. 68 – 73 № 6, с. 19- 25 № 5 Современное образование 2011 г.
- Шнейдер Л. Семья в социуме, социум в семье. Социальная педагогика в России с. 65- 72 № 1 Современное образование 2011 г.
- Шнейдер Л. Специфика семейного воспитательного влияния. Социальная педагогика в России с. 75- 82 № 3 Современное образование 2011 г.
- Цурпал Е.А., Работа с кандидатами в приемные родители до момента приема ребенка в семью, Новосиб, 2011г.
- Лекции профессоров медицины: О.А. Печора, А.Г. Грачевой, Л.Г. Голубевой.
- Периодические издания: Журналы «Здоровье школьника» за 2009, 2011 г.